Театр - искусство синтетическое. ХХ век - век космоса, кибернетики. Художественный образ спектакля. Таланты и поклонники

Страницы работы

Содержание работы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса - привить эстетические навыки, любовь к одному из прекрасных искусств - драматическому театру: научить студентов анализировать спектакль как художественное целое и наряду с этим определить истинное место и значение каждого из элементов, образующих это целое.

Данная программа ставит своей целью также познакомить студентов с театральным процессом последних десятилетий в России.

I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. "Любите ли вы театр?"                                                 - ( 2 часа )                                       

Немирович-Данченко: "Два актера на площади - уже театр". Взаимоотношение театра и зрителя. Воспитание вкуса. Русскому профессиональному театру 250 лет. Театр - наша национальная гордость. Будет ли жить театр при конкуренции кино, ТВ? Способы сохранения жизни спектакля.                                         

2. Театр - искусство синтетическое.                                 - ( 2 часа )

Составляющие театрального спектакля: пьеса, режиссура, музыка, сценография, свет, костюмы, актерское мастерство и т.д.

3. ХХ век - век космоса, кибернетики                               - ( 4 часа )

Режиссерский театр, начавшийся со Станиславского и Немировича-Данченко. Анализ разных театральных почерков, разной эстетики. Мейерхольд, Вахтангов, Таиров у истоков. Современная режиссура: Товстоногов, Любимов, Ефремов, Захаров, Эфрос, Някрошюс, Додин.

4. Художественный образ спектакля                                 - ( 2 часа )

Роль сценографии в современном театре. Анализ работ художников Э.Кочергина, О.Шенциса, Д.Боровского, С.Бархина.

5. Таланты и поклонники                                                     - ( 4 часа )

Проблемы современного актерского творчества. Актерская индивидуальность. Что такое амплуа. Подход к образу. Методы создания творческого портрета. Встреча с одним из ведущих актеров местного театра.

6."Гамлет" - визитная карточка времени.                          - ( 4 часа )

Классика и современность. Роль традиций. Современные тенденции. Роль классики в воспитании актера. Разные концепции в прочтении одной и той же пьесы на примере "Гамлета", грибоедовской комедии "Горе от ума", чеховской драматургии и т.д.

7. Зачем нужна Малая сцена?                                              - ( 2 часа )

Малая сцена - тенденция времени. Влияние ТВ на возникновение Малой сцены Анализ некоторых спектаклей.

8. Современный театр - ансамбль единомышленников или показ популярных артистов кино?                                                - ( 2 часа )

Веяние времени - театральные антрепризы, плюсы и минусы, приобретения и потери. Что осталось в современном театре от великой программы Станиславского и Немировича-Данченко. Утопия или реальность?

9. Что такое ТЮЗ?                                                                  - ( 2 часа )

Откуда взялись ТЮЗы и нужны ли они в принципе. Их главная тенденция. Примеры лучших детских театров в России. Сегодняшнее печальное стремление к удушению ТЮЗов.

10. Мы всё поём                                                                      - ( 2 часа )

Засилье мюзиклов в современном театре. Истоки мюзикла, Театр на Бродвее и русская психологическая школа.

11. Высокое звание академического                                   - ( 2 часа )

Анализ современного состояния академического театра им. Горького. Современные тенденции, проявляющиеся в работе данного коллектива. Анализ репертуарной политики, состояния режиссуры, формирование труппы и т.д.

12. Критиком можешь ты не быть…                                   - ( 4 часа )

Требования к театральной критике. А нужна ли критика и если не нужна, то кому? А.Луначарский о критике. Достоинство и этические принципы критика. Жанры критики. Владение театральной терминологией, знание специфики. Анализ рецензий А.Свободина, Б.Покровского, Н. Крымовой…

13. Итак, любите ли вы театр?…                                              - ( 2 часа )

Заключительная лекция, больше напоминающая вольную беседу о театре.

В конце семестра экзамен в форме театральной рецензии на спектакль местного театра или творческого портрета актёра  (актрисы), режиссёра, сценографа…

II. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (34часа)

Студенты должны самостоятельно знакомиться с рекомендуемой литературой. 

III. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1.  Судьба драматического театра после перестройки. Отсутствие цензуры. Экономическая самостоятельность.

2.  Конкуренция театра с кино и ТВ.

3.  Составляющие театрального спектакля.

4.  На выбор студента рассказ о творчестве любого театрального режиссера (Товстоногов, Эфрос, Захаров, Любимов и др.)

5.  Роль сценографии в современном театре. Образ спектакля, творимый художником.

6.  Актерское амплуа. Как вы понимаете, что такое современный актер?

7.  Классика, традиции и современность. Анализ любого классического спектакля на современной сцене.

8.  ТВ и Малая сцена.

9.  Что такое антреприза прежде и сегодня.

10. Понятие ТЮЗа. А нужен ли ТЮЗ сегодня?

11. Что такое репертуарная политика?

12. Луначарский А.В. о театральной критике. Этические нормы и принципы.

13. Жанры театральной критики.

IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1.Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Любое издание

2.Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Л., 1983.

3.Эфрос А.В. Репетиция – любовь моя. Профессия – режиссер. М., 1975.

4.Смелянский А.М. Предполагаемые обстоятельства. (Из жизни русского театра второй половины ХХ века). М., 1999.

Дополнительная

5.Крымова Н.А. Любите ли вы театр? М., 1987.

V. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Видеоматериалы фильмотеки кафедры РТВ: записи телепередач, фрагментов художественных и документальных фильмов.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
34 Kb
Скачали:
0