Язык – явление общественное. Процесс формирования словарного состава языка. Пути развития лексической системы

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Историческая лексикология называет два основных пути развития лексической системы: 1) возникновение слов исконных, т.е. существующих издавна, постоянно, искони и 2) заимствование слов из других языков. Русский народ с древних времен вступал в культурные, торговые, военные, политические связи с другими государствами, что не могло не привести к языковым заимствованиям. В процессе употребления большая часть их подверглась влиянию заимствующего языка.

Русские слова с древних времен входили в разные языки мира. Больше всего их вошло в языки народов, населяющих нашу страну. Следовательно, из этого можно сделать вывод, что язык – явление общественное.

Задание 2Какими системными отношениями связаны приведенные ниже группы слов? Какие из этих слов вы используете активно, а какие только пассивно (т.е. понимаете, но сами не употребляете)? Продемонстрируйте на этих примерах особенности своего идиолекта.

Градусник - термометр; поварежка – половник – черпак; варежка – рукавица; опять – снова – вдругорядь; зарплата – получка; резинка – стёрка – стирка – ластик; передник – фартук; книголюб – библиофил; гладить – утюжить; ватник – стёганка – телогрейка; прекрасный – превосходный; исключительный – экстраординарный – эксклюзивный; бумажник – портмоне; дипломат – кейс; брадобрей – цирюльник – парикмахер.

Данные группы слов связаны общностью значения и особенностями функционирования в речи.

Слова: градусник, термометр, поварежка, варежка, опять, снова, зарплата, резинка, ластик, фартук, книголюб, гладить, утюжить, ватник, прекрасный, эксклюзивный, дипломат, парикмахер – я использую активно. Остальные из данного списка используются мной пассивно.

Задание 3:   Приведите  примеры ситуаций, в которых человек дает свою оценку языковым фактам и пытается в той или иной степени регулировать использование языка.

Изменения в социальной базе и структуре русского  литературного  языка отразились на общих  принципах  и  способах  оценки  языковых  фактов.  Если раньше   основным   признаком   была    пространственная характеристика («где, на какой территории или в какой социальной группе  так говорят»),  то  теперь  все  более  существенной  становится  функциональная характеристика  («с  какой  целью,  в  какой  ситуации  так  говорят»). 
 

Задание 4:   Что такое оценочное (коннотативное) значение слова? Найдите разные определения этого понятия в учебной и научной литературе. Процитируйте их.  Из каждого ряда слов выпишите слова а) с положительной оценкой; б) с отрицательной оценкой.   Дайте толкование всем словам ряда (1).

Коннотативное значение – это то, которое предполагается или подразумевается или выражается словом, символом, жестом или событием. Кон-нотативные значения обычно определяют абстрактные качества, общие свойства или классы объектов, или эмоциональные компоненты.

Оценочное значение моделируется при помощи квалификативной структуры, которая включает оценочную шкалу, оценочный стереотип, объект и основание оценки, субъекта оценки, оценочные модусы, аксиологические предикаты, мотивировку оценки.

(1)  А) помощник, сподвижник, Б) пособник, зачинщик;

(2)  А) поддержка, одобрение, забота, Б) провокация, подтасовка, фальсификация, дискриминация, дискредитация;

(3)  А) собрание, содружество, Б) сборище;

(4)  А) дружелюбный, внимательный, чудесный, отменный, Б) беспардонный, отвратительный, скверный, одиозный;

(5)  А) умница, богатырь, герой, Б) глупец, неряха, невежа, лох;

(6)  А) братский, Б) братоубийственный.

Помощник - 1) тот, кто помогает, 2) должностное лицо, помогающее в работе другому, основному работнику, непосредственно ему подчиненное и в отношении некоторых обязанностей являющееся его заместителем.

Сподвижник - тот, кто вместе с кем-либо участвует в каком-либо важном, трудном деле.

Пособник – (разг.-сниж.) – 1) помощник, 2) сообщник, соучастник.

Зачинщик - тот, кто начинает что-либо (обычно неблаговидное).

Задание 5Из каждого ряда выберите по одному слову, употребите его в предложении в переносном значении и определите, какую оценку (положительную или отрицательную) выражает при этом слово? Какие особенности семантики данных слов позволяют вам употреблять их в контексте с тем или иным оценочным значением? При выполнении задания пользуйтесь словарями.

(1)  нора, конура, конюшня, хлев

(2)  волк, осел, корова

(3)  орёл, петух, курица

(4)  дубина, пень, тряпка, креме́нь.

1)  Он весь день провёл в своей маленькой и неудобной норе. В данном случае слово нора употреблено с отрицательной оценкой, поскольку оно может истолковываться как тёмное, неблагоустроенное жилище.

2)  В безопасной гавани вода не так пугает маленького морского волка. В данном случае употреблено словосочетание морской волк, которое имеет отношение к старому опытному моряку и несёт положительную оценку.

3)  На своём дельтаплане онорлом взмыл под облака. В этом предложении орёл несёт смысловую нагрузку гордого, сильного и смелого человека. Положительная оценка.

4)  Других талантов у него не было, и во всем остальном он был глуп

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Задания на контрольные работы
Размер файла:
85 Kb
Скачали:
0