Лексика современного русского языка. Ситуации, в которых человек дает свою оценку языковым фактам

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Градусник - термометр; поварежка – половник – черпак; варежка – рукавица; опять – снова – вдругорядь; зарплата – получка; резинка – стёрка – стирка – ластик; передник – фартук; книголюб – библиофил; гладить – утюжить; ватник – стёганка – телогрейка; прекрасный – превосходный; исключительный – экстраординарный – эксклюзивный; бумажник – портмоне; дипломат – кейс; брадобрей – цирюльник – парикмахер.

Задание 3:   Приведите  примеры ситуаций, в которых человек дает свою оценку языковым фактам и пытается в той или иной степени регулировать использование языка.

Задание 4:   Что такое оценочное (коннотативное) значение слова? Найдите разные определения этого понятия в учебной и научной литературе. Процитируйте их.  Из каждого ряда слов выпишите слова а) с положительной оценкой; б) с отрицательной оценкой.   Дайте толкование всем словам ряда (1).

(1)  помощник, пособник, сподвижник, зачинщик;

(2)  провокация, поддержка, подтасовка, фальсификация, дискриминация, дискредитация, одобрение, забота;

(3)  собрание, сборище, содружество;

(4)  беспардонный, дружелюбный, внимательный, отвратительный, скверный, одиозный, чудесный, отменный;

(5)  умница, глупец, неряха, невежа, богатырь, герой, лох;

(6)  братоубийственный, братский.

Задание 5Из каждого ряда выберите по одному слову, употребите его в предложении в переносном значении и определите, какую оценку (положительную или отрицательную) выражает при этом слово? Какие особенности семантики данных слов позволяют вам употреблять их в контексте с тем или иным оценочным значением? При выполнении задания пользуйтесь словарями.

(1)  нора, конура, конюшня, хлев

(2)  волк, осел, корова

(3)  орёл, петух, курица

(4)  дубина, пень, тряпка, креме́нь.

Задание 6:    а) Что такое метафора? Какие модели метафоры вам известны? Приведите примеры. б)  Исследователи указывают на повышенную метафоричность языка современных СМИ. Найдите в газетных текстах так называемые «медицинские» и «жаргонизирующие» метафоры. С какой целью используют их авторы?

1.  Болезнь суверенизации оказалась заразной.

2.  Естественно, что выплатить сразу всем пенсионерам немыслимо, тем более, что деньги не могут лежать в бездействии, они «крутятся».

3.  Все началось с коллапса производства.

4.  Мафиозные разборки в Москве стали происходить в самых неожиданных местах.

5.  Болячек накопилось столько, что удивительно, как еще дышим. Тут вам и гиперинфляционный криз, и энергетическая кома, и раковая опухоль коррупции, и эпидемия преступности. Не говоря уже о национальных психозах, недержании власти и истощении центральной нервной системы управления.

6.  Сначала она отказывалась есть, пить, называть свое настоящее имя. Потом «раскололась», подумав, что все бессмысленно.

7.  Руководитель компании «Ренессанс - Капитал» заявил, что трех крупных акционеров Новолипецкого металлургического комбината просто «кинули».

Задание  7Из «Словаря московского арго» В.С. Елистратова (Москва: 1994) выписаны предложения. Найдите в них слова молодежного жаргона. Объясните их значение. Замените жаргонизмы общеупотребительными словами, что изменится? Что, по-вашему, делает жаргонную лексику такой привлекательной для говорящих (пишущих)? В чем вы видите опасность жаргонизации современной  речи?

           Образец:

Я слышала, ты, Димуля, жужжишь, тебя и по телевизору показывают, как Пугачеву.

Жужжать (жарг.) – выделяться на общем сером фоне, пользоваться успехом, быть известным, модным; процветать, преуспевать.

Я слышала, ты, Димуля, процветаешь, тебя и по телевизору показывают, как Пугачеву.

1)  Ты меня совсем забодал сегодня.

2)  Ну-ка, тамада, крякни что-нибудь судьбоносное.

3)  Что-то он мне жевал вчера, а чего, не помню, фигню какую-то.

4)  Когда я увидел его наглую рожу, я просто выпал.

5)  Да не навяливайся ты ко мне, у меня в холодильнике ветры дуют.

Задание  8Из любого толкового словаря (не позднее 1985 г. издания) выпишите 30 слов: 15 - с пометой «разг.» (разговорное), 15 – с пометой «простор.» (просторечное). Чем сходны и чем различаются эти группы слов? С какой целью разговорные и просторечные слова используются на страницах современных газет? Приведите примеры неоправданного, с вашей точки зрения,  использования сниженной лексики в газетах.

Задание  9Что такое эвфемизмы? С какой целью они используются в устной и письменной речи?  Приведите примеры.

Задание  10Что такое омонимы, омофоны, омографы и омоформы? Кратко расскажите о путях появления омонимов в языке и об их стилистических функциях.

Задание  11:  Что такое неологизмы? Слова, приведенные ниже, разделите на 1) языковые неологизмы и 2) окказионализмы. Ответ мотивируйте.

аэробика, рыночники, антирыночники, хитростройка, арт-тусовка, блок-бастер, аутсайдер, нью-воришки, спёрбанк, антиельцинский, видео-контрабанда, наркобизнес, прихватизация, чубайсизация, Афган, ОМОН, зюганизация, басаевцы, консалтинг, гиперинфляция, бизнес-класс.

Задание  12Ниже приведены примеры заголовков из современных газет

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Задания на контрольные работы
Размер файла:
68 Kb
Скачали:
0