Отношения между словами в словосочетаниях и вид синтаксической связи. Виды второстепенных членов. Типы односоставных предложений

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Контрольная работа  №3 по дисциплине «Современный русский язык»

Работа студентки 3 курса ОЗО

Владивосток 2013

Контрольная работа   №3

для журналистов ОЗО 

III курс

Задание 1.  Выписать из предложения словосочетания, найти и обозначить главное и зависимое слова, графически указать средства связи.

На небе был яркий и полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.

Яркий и полный месяц – согласование

Далеко внизу – примыкание

Внизу под собой – примыкание

Видели синеющую воду – управление

Синеющую воду - согласование

Задание 2. Определить  отношения между словами в словосочетаниях и вид синтаксической связи.

Новый журнал - согласование, подняться на вершину - управление, долго спорить - согласование, человек с ружьем - управление, заячьи следы - управление, весьма занимательный - согласование, любитель природы - управление, говорить заикаясь - управление, здание института - управление, семь дней - управление, несколько минут - управление, гордый победой - управление, поехать отдыхать - примыкание, желание учиться - управление, жить вдалеке - управление, писать письмо - управление.

Задание 3. Выполнить разбор простых предложений. Указать виды второстепенных членов.

1)  Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными членами предложения, грамматическая основа – я сел и слушал. Подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое (сел, слушал) - простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К сказуемому сел относится обстоятельство места у костра, выраженное существительным в родительном падеже с предлогом у. К сказуемому слушал относится обстоятельство образа действия спросонок, выраженное наречием, и дополнение голоса птиц, выраженное существительным.

2)  Спутанные лошади с мокрыми от дождя спинами щипали ярко-зеленую листву.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное, грамматическая основа – лошади щипали. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое – простое глагольное, выражено глаголом в изъявительном наклонении. К подлежащему относится определение спутанные, выраженное прилагательным, и определение с мокрыми спинами, выраженное словосочетанием (прилаг+сущ) в творительном падеже с предлогом с. К сказуемому относится дополнение листву, выраженное существительным в винительном падеже.

3)  Слух о поимке и сдаче банды без единого выстрела облетел скоро весь уезд.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное, грамматическая основа – слух облетел. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое – простое глагольное, выражено глаголом в изъявительном наклонении. К подлежащему относится определение о поимке и сдаче. К сказуемому относится обстоятельство образа действия скоро, выраженное наречием.

Задание 4. Исправьте ошибки в управлении.

1)  Ответ  по заявлению был получен. Ответ на заявление был получен.

2)  Оплатить за проезд не могу. Не могу оплатить проезд.

3)  Комитет руководит, направляет и обещает работу. Комитет руководит, направляет и обещает дать работу.

4)  По деревням облетела весть. По деревням пролетела весть.

5)  Я имею в виду о положении дел в стране. Я имею в виду положение дел в стране.

6)  Посевы производились согласно указаний агронома. Посевы производились согласно указаниям агронома.

7)  Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам. Движение на дороге было прервано в связи со снежными заносами.

8)  Не разъясняется о сроках сессии. Сроки сессии не определены.

9)  Дан обзор о методах лечения. Дан список методов лечения.

10)  Проверка деканата работы группы установила ряд недостатков. Проверка деканата  установила ряд недостатков в работе группы.

Задание 5. Выделить грамматические основы в предложениях, определить тип сказуемого.

1)  Им написано около ста научных работ. Составное именное сказуемое.

2)  Отъезд был назначен на утро. Простое глагольное сказуемое.

3)  У Коврина стали слипаться глаза. Составное глагольное сказуемое.

4)  Еще я долго буду петь. Составное глагольное сказуемое.

5)  Да, я мог казаться гораздо хуже. Составное глагольное сказуемое.

6)  Коньки еще были не в моде. Составное именное сказуемое.

7)  В ранней молодости я мечтал быть математиком. Составное глагольное сказуемое.

8)  Осень пришла дождливая, холодная. Простое глагольное сказуемое.

9)  Осень как будто не хотела уходить. Составное глагольное сказуемое.

10)  Все-таки приятно  - глупости творить. Составное глагольное сказуемое.

Задание 6. Определить типы односоставных предложений.

1)  И уже ничего не снится. Неопределенно-личное.

2)  Утром начинаешь читать газету с происшествий. Инфинитивное.

3)  Вот оно, русское поле. Номинативное.

4)  Не бродить, не мять в  кустах багряных лебеды. Неопределенно-личное.

5)  Название книги не следует понимать буквально. Инфинитивное.

6)  И вот, наконец, едем. Неопределенно-личное.

7)  Хлестало в стекла дождиком косым. Определенно-личное.

8)  Пустили козла в огород. Определенно-личное.

9)  Покорный ласковому взгляду, любуюсь тайной красоты. Определенно-личное.

10)  Без грамматики никому нельзя обойтись. Инфинитивное.

Задание 7. Согласуйте подлежащее со сказуемым.

1)  Вскоре из ворот вышли трое.

2)  Загремело потрясающее ура тысяч глоток.

3)  Семь обысков было ночью.

4)  Слышно было, что скакали несколько всадников.

5)  ТЮЗ уехал на гастроли.

6)  Уже много учеников посетили выставку.

7)  Любопытство, а не жажда знания взяло верх.

8)  Музей-квартира художника была закрыта.

9)  Прошло сто лет.

10)  На соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым

Задание 8. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены  как члены предложения.

1)  Ничего не заметно было оживляющего картину, ни отворяющихся дверей, ни выходящих откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома.

2)  По небу ширилась темно-серая туча грозя бесконечным, осенним дождем.

3)  Стоял говор и звук ножниц, и шелест бумаги, и звук перьев.

4)  Всюду, и на полу, и на лавках валялись кудрявые пестрые лохмотья, а на столе волнами вздыбилось лохматое обильное руно.

5)  Пошел снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.

6)  Все это, и кочки, и мох, и стылые озера, и горбатые скелеты лиственниц, склонившихся в последнем поклоне, делает картину суровой.

7)  Он улыбался то приветливо и недоверчиво, то презрительно и простодушно, и всякий раз направлял при этом старый широкий ремень на шинели.

8)  И все это, и фонари, и голые деревья, и дома, и небо отражалось в асфальте.

9)  Речонка, рванувшись, затрепетавшись, вдруг ломает тяжелые льды

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
96 Kb
Скачали:
0