Информационно-психологическая культура СМИ: текст, смысл, эмоции. Психология аудитории

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Методические рекомендации по самостоятельному освоению учебного материала с помощью УМК

3.   

Глоссарий

4.   

Педагогические измерительные материалы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Одобрено методической комиссией факультета журналистики

«___» _________ 200   г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

__________

«___» _________ 200   г.

Председатель МК

__________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Психология массовой коммуникации

021400 журналистика

Кафедра журналистики

Курс 4/, семестр 8/

Лекции – 17/ час.

Практические занятия –17/

Лабораторные работы – нет

Трудоемкость - 72/72 час.

Аудиторная работа - 34/ час.

Самостоятельная работа - 38/час.

Реферативные работы не предусмотрены .                                 

Контрольные работы  предусмотрены

Экзамен: нет                                                                      

Зачет:8/

Рабочая программа составлена на основании рекомендаций Государственного образовательного стандарта по специальности "Журналистика" и авторских разработок.

Рабочая программа принята на заседании кафедры ….…._______, № протокола ____

Заведующий кафедрой                                                                              В.В.

Составитель – ассистент                                                                        Н. А.

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200  г.  № ______

Заведующий кафедрой _______________________   __________________

(подпись)                             (и.о. фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____»  _________________ 200  г.  № ______

Заведующий кафедрой _______________________   __________________

(подпись)                             (и.о. фамилия)

АННОТАЦИЯ

Курс «Психология журналистики» является дисциплиной специальности «Журналистика». Программа курса «Психология журналистики» разработана на основе обобщения соответствующего материала учебно-методической и специальной научной литературы и  составлена в соответствии с требованиями государственного «Психология журналистики» образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс «Психология журналистики» по содержанию преемственно связан с рядом других курсов по данной специальности («Психология», «Социология журналистики», «Рекламные коммуникации в связях с общественностью», «Творческие основы журналисткой деятельности»).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью курса является знакомство студентов с основными социально-психологическими проблемами, связанными со всеми структурными компонентами массовых коммуникаций (коммуникатор - каналы и средства массовой информации - содержание - аудитория и реципиенты), а также овладение знаниями и методами психологии межличностного общения и массового взаимодействия.

Задачи:

-    сформировать у студентов-журналистов системное понимание закономерностей психологических процессов, лежащих в основе важнейших феноменов индивидуального творчества и массовой коммуникации -    знать психологию процесса массовой коммуникации

-    изучение студентами основ моделирования технологий (методов, способов, приемов) массово-коммуникационной деятельности диалогового режима, противостояния манипулятивному воздействию

-    адаптация теоретического и эмпирического материала, при котором данный курс мог бы стать психологическим обеспечением профессиональной подготовки журналиста к работе в постоянно меняющихся, стрессовых условиях современных масс-медиа.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1. Введение в психологию журналистики (4 часа)

Психология журналистики в системе современной массово-коммуникативной деятельности. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики. Проблема, предмет метод. Психологические и социально-психологические аспекты функционирования массовой информации в обществе. Психология журналистики и смежные науки. Психологические исследования в журналистики.

Модуль 2.Информационно-психологическая культура СМИ: текст, смысл, эмоции (2 часа)

Психологическая типология текстов СМИ: информационно-фактографические и оценочные, рационально-убеждающие и эмоционально-побуждающие, монологичные и диалогичные и т.д. Шрифт как выразительное средство. Смысл и эмоции: взаимовлияние и противоречие. Особенности и закономерности восприятия массово-информационных текстов.

Модуль 3. Психология аудитории (4 часа)

Аудитория как социально-коммуникативная общность. Аудитория печати, телевидения, радио, сетевых СМИ, ее социально-психологическая структура. Процессы массовизации и индивидуализации информации. Психологические потребности, интересы, мотивы. Социально-психологические особенности различных групп аудитории. Социально-психологические методы ее изучения. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации.

Модуль 4. Психология личности журналиста (4 часа)

Психология личности журналиста и ее типология. Типы личности, темперамент, характер. Особенности психических процессов (память, внимание, воображение и т.д.). Профессионально-психологические качества журналиста. Имидж и амплуа журналиста.

Модуль 5. Психология творчества (2 часа)

Историко-философские традиции рассмотрения творчества. Психология творчества журналиста, создателя рекламы. Творческое мышление, творческие способности, вербальное и невербальное мышление. Методы активизации творческого мышления.

Семинарские занятия

Тема 1. Введение в теорию психологию журналистики (2 часа)

1. Психологические и социально-психологические теории и журналистика

2. Психологические и  социально-психологические составляющие функций СМИ

3. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики.

Тема 2. Роль установки и стереотипов (2 часа)

1. Социальная установка. Функции социальной установки

2. Динамика социальных установок

3.Стереотипизация сознания и поведения в массовой коммуникации. 4.Профессиональные, этнические, возрастные, социокультурные и иные стереотипы в жизни индивида и социальных групп.

Тема 3. Вербальная коммуникация (2 часа)

1. Характеристика вербального канала коммуникации

2.Технология публичного выступления

3. Как взять интервью

4. Психология журналистского общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов, в том числе с властью, с владельцами и учредителями СМИ, руководителями редакций и коллегами.

Тема 4. Невербальная коммуникация (4 часа)

1.Взгляд

2.Пластика

3. Мимика

4. Межличностная дистанция

5. Тактильный контакт

6. Одежда, украшения, макияж

7. Психология лжи

8. Обсуждение результатов исследования

Тема 5. Механизмы убеждения (2 часа)

1.Убеждение и внушение. Предубеждение.

2. Психологические модели убеждающего воздействия.

3. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории.

4. Роль групповых факторов в процессе убеждения, понятие конформизма.

Тема 6. Психология пропаганды (2 часа)

1. СМИ как «четвертая власть».

2. Пропаганда и агитация в деятельности СМИ.

3. Информационное давление

3. Манипулирование: природа, способы, последствия.

4. Психологические и социально-психологические аспекты информационной безопасности.

Тема 7. Изображение групп (2 часа)

1. Изображение полов

2.Изображение меньшинств

3.Изображение людей с физическими недостатками и психическими нарушениями

4. Обсуждение результатов исследования «Гендерный анализ СМИ»

Самостоятельная работа (34/ )

  1. Изучение научной литературы по психологии массовой коммуникации

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
136 Kb
Скачали:
0