Социальная ответственность журналиста. Концепция социальной ответственности. Примеры законодательного обеспечения социальной ответственности

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Вопрос 25. Социальная ответственность журналиста

Любая профессия подразумевает ответственность за результаты своего труда. Особенно это важно в тех профессиях, которые работают с душой и телом человека – медицина, психология, журналистика. Ведь если врач своей некомпетентностью нанес непоправимый вред здоровью человека, то никто не сомневается в том, что такой врач должен быть уголовно наказан.

Социальная ответственность СМИ – это ответственность перед обществом, общественностью, аудиторией СМИ. Она необходима, потому что человек использует СМИ для принятия жизненно важных решений, СМИ ориентируют человека в пространстве и времени. Если СМИ называют себя четвертой властью, то у них – как и у всякой власти – должна быть пропорциональная объему власти отвественность.

В журналистике ситуация примерно та же самая, проблема только в том, что отследить связь душевного состояния человека и сообщения (или группы сообщений) СМИ гораздо сложнее. Особенно ярко это проявляется в те исторические периоды, когда страна находится в кризисе либо в процессе перехода от одного состояния к другому. Яркий пример – 90-е годы.

Четыре теории прессы: авторитарная (СМИ на службе государства), теория свободы печати, или либертарианская (полной свободы прессы), теория социальной ответственности СМИ, и советская теория печати как проводника партийной идеологии в жизнь

Ельцин придерживался либертарианской теории печати, что привело ко многим негативным явлениям СМИ, как, впрочем, и отдельным позитивным.

Негативными явлениями стали:

1)  Вольная и невольная выдача секретов государственной важности (два года не было закона о гостайне)

2)  Падение морально-этического уровня журналистики: исчезновение запретных тем, снятие практически всех табу, повсеместное проникновение в частную жизнь любого лица

3)  Полная зависимость СМИ от спонсоров – тех или иных властных и бизнес-структур

4)  Заметное преобладание негативных сообщений над позитивными – депрессивный характер журналистики как таковой (здесь же особенность восприятия: негатив с большей охотой воспринимается публикой как новость и помнится дольше; позитив же все чаще воспринимается как «заказуха»).

5)  Как следствие вышеперечисленного – падение престижа журналистики как профессии и колоссальная потеря доверия к журналистскому слову

Путин придерживается концепции ответственной свободы СМИ, которая подразумевает ответственность за журналистское слово. Как проявляется на практике концепция социально-ответственной журналистики?

За рубежом. Наглядный пример – Великобритания. В качественной газете Guardian есть специальный сотрудник – омбудсман, или редактор от читателей. Он рассматривает все жалобы, которые поступают от читателей, а также ведет специальную колонку, которую редактор не вправе запретить, в которой может выступать с собственными расследованиями, пишет об опечатках, недочетам в работе редакции, публикует читательские письма с претензиями. Общенациональная структура в Великобритании – Комиссия по жалобам на прессу, в которую любой желающий может подать претензию на СМИ. (Напоминает Комитет по защите прав потребителей в России.) И действительно, если можно пожаловаться на производителя некачественных кроссовок, то должен быть и соответствующий орган для жалоб на СМИ. В своей работе Комиссия руководствуется Кодексом практической деятельности журналиста, где в 16 параграфах описывается, что нельзя делать английскому журналисту. Причем это негосударственная структура, а общественная, создана журналистским сообществом Великобритании, и в нее охотно обращаются многие граждане Великобритании, предпочитая такой способ традиционным судам (туда в свое время обращались Тони Блэр и Джоан Роулинг). А англичане больше доверяют тем газетам, которые публикуют следующую фразу: «Газета признает Кодекс практических правил, разработанных Комиссией по жалобам на прессу, и издается на этой основе». Такие вот технологии саморегулирования прессы. Подобные структуры работают и в других европейских странах.

В России в редакциях нет специальных сотрудников, уполномоченных принимать жалобы от читателей. Саморегуляцией (или самоцензурой) занимается редактор и редколлегия. Впрочем, и сам журналист должен заниматься самоцензурированием самого себя, ибо этические принципы проявляются не только на стадии написания текста, но и на стадии отбора материала, а эту стадию редактор проконтролировать не может.

Примеры законодательного обеспечения социальной ответственности:

1)  В случае теракта в России запрещено показывать перемещения

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
38 Kb
Скачали:
0