Основы творческой деятельности журналиста. Программа спецкурса «Номер газеты»

Страницы работы

Содержание работы

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Аннотация

Программа спецкурса «Номер газеты» (в рамках курса «Основы творческой деятельности журналиста») предназначена для студентов, обучающихся на очном и заочном отделениях по специальности «журналистика». Она предназначена для того, чтобы помочь студенту в целостном восприятии деятельности журналистского коллектива на пути к созданию конечного продукта.

Пояснительная записка

Программа спецкурса «Номер газеты» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования.

Цель спецкурса – помочь студенту в формировании системных знаний о всей цепочке внутри редакционных технологий: от планирования к подготовке конкретных текстов и выстраиванию из них отдельного цельного газетного номера.

Преподавание спецкурса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта, входящими в единый курс «Основы творческой деятельности журналиста», опирается на их содержание и служит платформой для последующих дисциплин в рамках этого же единого курса.

По завершению обучения по указанной дисциплине студент должен:

- усвоить понятийный аппарат, теоретическую и практическую основу совокупной деятельности редакционного коллектива над конкретным номером газеты;

- знать важнейшие факторы, учитываемые при подготовке газетного номера;

- иметь системное представление о наборе приёмов и стандартов, применяющихся при подготовке номера;

- ориентироваться в задачах, стоящих перед каждым звеном и подразделением редакционного коллектива на определённых этапах подготовки и выпуска номера газеты

1.  Содержание дисциплины

1). Понятие редакции ежедневной газеты

Особенности журналистского труда. Понятие редакционного коллектива – величина, состав, структура; творческая часть, техническая часть, коммерческая часть.

2). Управление редакционным коллективом и его функционирование

Устав редакции и методы управления коллективом. Формирование модели. Координация деятельности подразделений. Нормирование труда и учёт его результатов, стимулирование работников, контроль и проверка исполнения. Сбор, переработка и хранение информации, роль архивов. Формирование редакционного актива. Работа с редакционной почтой. Нестандартные формы организации редакционной деятельности.

3). Имидж газеты и её номер

Прямая зависимость между имиджем издания, его типологией и принятой моделью газеты. Факторы, влияющие на своевременное обновление модели.

4). Структура номера газеты

Система текстовых публикаций. Система рубрицирования. Заголовочные комплексы. Применение принципа «инфотэйтмент».

5). Планирование - ключевой элемент работы над номером

Основные принципы планирования. Квартальное планирование. Ежемесячное планирование. Еженедельное планирование. Планирование текущего номера. Тематическое планирование.

6). Жанровая система и структура номера

Основные газетные жанры и особенности их применения и проявления в ежедневной газете. Взаимосвязь и взаимопроникновение жанров. Жанровое разнообразие номера.

7). Система иллюстрирования номера

Работа с фотоиллюстрациями. Понятие фотобанка и особенности его использования. Нефотографические иллюстрации и тенденция их применения и развития в зависимости от типологии издания.

8). Редактирование, вёрстка, корректура

Поэтапная и одновременная работа над номером. Особенности этой работы в изданиях разных типах – от ежедневки к еженедельнику. Применение современных технологий.

9). Формирование номера

Творческо-технологическая цепочка: от утренней планёрки до вечернего «сброса» в типографию. Зависимость графика от полиграфии, механизмов экспедирования и распространения.

10). Бумажная и электронная версии

Современные тенденции развития «бумажных» и интернет-версий периодических изданий. Обратная связь, непосредственное участие аудитории в производстве газеты, обсуждении полемичных материалов, определении рейтингов.

2.  Самостоятельная работа студентов

- изучение литература и профессиональных сайтов по курсу;

- практический анализ номеров газет в зависимости от их типологий – от районки, до региональной и федеральной, в т.ч. направленной;

- подготовка самостоятельного выступления в качестве «дежурного редактора» по конкретному номеру газеты: ежедневка, «толстушка», еженедельник;

- анализ заданных номеров газеты по двум параметром: как отдельного, цельного номера, так и звена в полугодовом комплекте;

- сравнительный анализ номеров местных краевых газет за одно и то же число;

- самостоятельная разработка моделей заданных газет

3.  Итоговая оценка выставляется в соответствие с рейтинговой успеваемостью студента, складывающейся из посещения лекционных занятий и выполнения самостоятельных заданий на практических занятиях.

4.  Рекомендуемая литература

Основная

1). Гергиев Д. Режиссура газеты М. 1979

2). Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации М. 2001

3). Гуревич С.М. Номер газеты М. 2002

4). Иваницкий В.Л. Бизнес-план редакции. Рабочая тетрадь главного редактора М. 1999

5). Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н.Засурского М. 2001

Дополнительная

Сайт Гильдии издателей и распространителей периодической печати: http://www.gipp.ru

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
35 Kb
Скачали:
0