Западничество и славянофильство в русской журналистике 19 века (идеи, личности, издания)

Страницы работы

Содержание работы

19. Западничество и славянофильство в русской журналистике 19 века (идеи, личности, издания).

Журналистика 40-х годов 19 века ознаменовалась важным шагом вперед, и связано это, прежде всего, с участием в ней Белинского. Он первым, исходя из реальной обстановки 40-х годов, серьезно двинул вперед принципы журнализма. Он прекрасно изучил и оценил опыт Карамзина, Пушкина, Полевого – наиболее ярких журналистов первой трети 19 века. В условиях нарастания противоречий крепостного уклада, встал вопрос о путях дальнейшего прогресса, путях развития России, о выработке правильной революционной теории. В этих условиях сформировались такие идеологические течения, как «официальная народность», «славянофилы», «западники». В рядах «западников» очень скоро выделилась группа революционных демократов. Каждое течение стремилось к изданию своих печатных органов ради изложения программных положений. Наиболее ярко в публицистике и журналистике воплотилась идейная  борьба 2-х идеологических направлений – западничества и славянофильства. Западники видели образец общественного устройства в развитии мирным путем европейских  буржуазных отношений (полностью приняли реформы Петра и будущее России видели в том, чтобы она шла западным путем). Первыми классическими западниками были: Чаадаев, Станкевич, Боткин, Порш, Чечерин, Белинский, Герцен. С течением времени западники классики не отрицали прошлого России, утверждали, что Россия идет своим путем, только немного отстала. Славянофилы, критикуя многие недостатки русской жизни, пытались искать идеал общественного устройства в отдаленном прошлом, представляемом в идеализированном виде, отстаивая самобытность России. Реформу Петра и европейский  период были изменой России. У России своя миссия в мировой культуре, у нее уже сложился свой особый путь. Представители: Хомяков, Киреевский, Аксаковы, Самарин, Григорьев, Достоевский, Данилевский, Страхов, Леонтьев. У классических славянофилов не было полного отрицания запада. Утопические крайности обоих лагерей: был мечтательный момент и у З. и у С-Ф – они противопоставляли свою мечту существующей  Николаевской действительности. С-Ф смешали свой идеал с историческим прошлым, совершали односторонние ошибки в оценках реформ Петра, не хотели признать, что лишь в петровскую эпоху стали возможны в России мысль и слово, живопись, музыка. З. смешали свой идеал лучшего для России строя жизни с современной им  западной Европой, которая далеко не походила на идеальное состояние. Не поняли своеобразия России, не хотели признать болезненность многих реформ Петра, не видели особенностей России. Заслуга С-Ф – выступили с цельным учением об оригинальности Русской православной цивилизации (Хомяков). Аксаков выдвинул точную формулировку государственного строя России: «Сила власти – царю, сила мнения - народу», Самарин – нравственное обоснование общинного строя – все вместе трудимся на общее благо. Издания славянофилов: Ж. «Русская беседа» (1856-60) на страницах выступали за освобождение крестьян с землей на основе общинного устройства  круговой поруки за выкуп. Но заботились о сохранении основ дворянского землевладения. В 60-е выпускали такие издания, как «молва», «парус», «день».

Издание «День» - выходило с 61-65 еженедельно. В 62 была временно запрещено. «Д.» встал на самом правом фланге монархической прессы. Постоянные нападки на «Современник», осуждение студенческих выступлений, разнос Герцена. «Молва» выходила в Москве. С 58 фактическим редактором был Аксаков. Еженедельная общественно - политическая газета, хотя и называлась литературной. Центральное место занимали статьи Аксакова. В одном из номеров вышла статья «Публика - народ», вызвала недовольство правящих кругов, газета закрыта. «Парус» - Аксаков начал выпускать в Москве в 59. После второго номера закрыта, за выступление Аксакова за свободу слова и гласность. «Москвитянин» - защищал национальную самобытность России. Печатал сербских, болгарских, чешских авторов. Ведущую Роль играли братья Аксаковы, Хомяков, Киреевский и др. Пытались оспаривать взгляды Белинского и поэму Гоголя «Мертвые души», его представления о прогрессе. Здесь печатался Островский, критик Григорьев.

Издания западников: «Отечественные записки» Краевского - популярность издания связано с именем Белинского, который с 39 года стал активно сотрудничать в журнале как литературный критик и публицист. При нем энциклопедический журнал Краевского приобрел четкое направление  - это была политическая трибуна борьбы против крепостничества, подготовка общественного сознания к неизбежности отмены крепостного права. Б. – идеолог реализма в искусстве. В творчестве выражена не абсолютная идея, а сама жизнь. Искусство – продукт общества. Произведение должно быть гражданским. Обоснование нового метода – натурализм. В журнале приняли участие, такие литераторы и журналисты, как Некрасов, Герцен, Панаев, Огарев. В журнале так же печатались Лермонтов, Тургенев. «Современник» Некрасова (журнал, как известно, основан Пушкиным). Идейным руководителем становится Белинский. В знаменитом «Письме к Гоголю» - единственном произведении Белинского, написанном без оглядки на цензуру, публицист выступил в защиту гражданского значения литературы, против крепостников и самодержавия, против догматов православной церкви. Выступал за уничтожение крепостного права, отмену телесных наказаний, за введение элементарной законности. Все это обеспечило бы прогресс России. После ухода Белинского из журнала Краевского, «Отечественные записки» заняли умеренно-либеральную позицию.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
30 Kb
Скачали:
0