Появление журналистики в Европе. Московские «Куранты» XVII столетия. Возникновение отечественной журналистики при Петре I, страница 7

Большое влияние на журналистику оказала Отечественная война 1812 года. Появились патриотические листовки, в которых народ призывали смело умирать за царя и отечество. Созданы новые издания – журнал «Сын отечества» Н.И. Греча. В нем печатались статьи против французов, басни Крылова, воззвания к русским. Впервые появились иллюстрации в виде карикатур на Наполеона и его свиту. Газета «Русский инвалид» П.П. Пезаровиуса –выходила с 1813 г., содержала оперативную информацию о войне, благодаря чему имела огромный успех. Тираж превысил 4,000 экз. Наполнял газету Пезаровиус исключительно собственными статьями. Доход от издания предназначался в пользу инвалидов войны, солдатских вдов и сирот. Пожертвования, стекавшиеся в руки Пезаровиуса, побудили его создать неприкосновенный капитал, составивший в 1814 г. 395,000 рублей – невероятную по тем временам сумму! Деньги были переданы в Александровский комитет о раненых, членом которого был П.П. Пезаровиус. Впоследствии «Русский инвалид», учрежденный как частная газета, стал официальным изданием Военного ведомства. Он просуществовал до революционного 1917 года.

1820-е гг. – золотой век русского альманаха. Альманах – периодический литературный сборник. Первые альманахи в России издал Н.М. Карамзин в 1790-е гг. В первой четверти XIX века выходили «Мнемозина», «Русская Талия», «Северные цветы», но самым лучшим считался альманах декабристов «Полярная звезда». Вышло три номера, по одному в 1823, 1824 и 1825 гг.

Лекция 8. Торговое направление в русской журналистике 1820–1830-х гг. (2 часа)

Становление коммерческой печати в России. В 1825 г. вышли «Коммерческая газета», «Журнал мануфактур и торговли», в 1832 г. газета «Купец». Проникновение буржуазных отношений в прессу. Появление должностей редакторов. Введение платы за публикации, что, в частности, дало средства на жизнь Белинскому.

Творчество «литературных промышленников». Фаддей Венедиктович Булгарин (1789–1859) – польский дворянин, успевший повоевать в составе русской армии против Франции и в составе французской армии против России. Свою деятельность в журналистике начал с издания исторического журнала «Северный архив», высоко оцененного декабристами. Впоследствии основал газету «Северная пчела» (1825–1864). Ведущую роль в ней играл сам Булгарин. Он тайно сотрудничал с полицией, что обеспечило его газете определенные возможности. «Северная пчела» имела монополию помещения политических известий и всевозможными способами выражала свое отвращение к конституциям, к парламентским ораторам Франции и Англии, представляя их как крикунов, нуждающихся в полицейском внушении. Помимо внутренних и иностранных новостей печатала и нравоописательные рассказы, библиографию, «смесь» и моды, вела полемику с другими изданиями. Булгарин писал фельетоны и изобрел скрытую рекламу, насыщая свою публицистику оплаченными рекомендациями товаров и услуг (сейчас это назвали бы продакт-плейсмент). Докладные записки Булгарина в III отделение позволяют составить ясное представление о том, что он имел довольно передовые взгляды на журналистику, добивался отмены цензуры, которая только вредит правительству, и предлагал сделать журналы развлекательными, чтобы с их помощью отвлечь молодежь от политики.

Другим представителем торгового направления можно назвать О.И. Сенковского. Он был профессором, заведовал кафедрами арабского и турецкого языков. Писал фельетоны, посвященные современной жизни и нравам. Талант Сенковского как журналиста особенно проявился, когда он стал редактором «Библиотеки для чтения» – классического толстого энциклопедического журнала XIX века. Журнал был основан А.Ф. Смирдиным в 1834 г. Как и «Северная пчела», ориентировался на провинциального читателя и семейное чтение. В журнале было очень много отделов: словесность, науки и художества, промышленность и сельское хозяйство, критика, литературная летопись. Лучшими были экономический и научный отделы, проникнутые духом буржуазного практицизма. Литературные отделы знакомили читателей с творчеством русских и зарубежных писателей. Для публицистики и критики самого Сенковского была характерна фельетонная манера, которую один из его биографов назвал «закусившая удила насмешка». Все творчество этого автора напоминает нам «Комеди-Клаб» образца XIX века.