Основные теоретические понятия об искусстве как особом способе познания и отражения действительности

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской федерации

Дальневосточный государственный университет

Е. А.

История искусства

Учебно-методическое пособие

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета

2001


ББК 85

П 26

П 26                   История искусства. Учебно-методическое пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2001. – 32 с.

Пособие предназначено для студентов, изучающих краткий курс истории искусства, но может быть полезно всем, кого интересует данная тема: преподавателям высших и средних учебных заведений, старшеклассникам и др. В нем указаны цели и задачи курса, представлены его тематический план, терминологический словарь, тематика контрольных заданий, список литературы.

4901000000

П ––––––––––

180(03)-2001

ББК 85

©     Издательство Дальневосточного

университета, 2001


I. Основные цели и задачи курса

·  Представить основные теоретические понятия об искусстве как особом способе познания и отражения действительности.

·  Познакомить с краткой периодизацией в истории мировой художественной культуры.

·  Обозначить основное художественное своеобразие основных историко-культурных эпох.

·  Дать представление о наиболее известных памятниках мирового искусства и его прославленных мастерах.

·  Способствовать повышению общего культурного уровня студентов, их эстетическому развитию, помогать улучшению нравов.

II. Тематический план курса

Введение

Понятия «культура», «художественный образ», «искусство», «художественная культура». Представление о системе искусств. Основная периодизация в истории искусства.

Искусство Древнего мира.

Проблема мифа и отражение мифологического и религиозного сознания в памятниках древней культуры. Культуросозидательная идея бессмертия. Монументализм древнего искусства (пирамиды Египта, буддистские ступы и пагоды, монументальная каменная скульптура в Египте и Индии, Великая китайская стена и др.)

Искусство античности. Принцип эпического сознания в архаическом искусстве, каноническая условность, строгая линейность и статичность произведений изобразительного искусства. Ордерная система архаического зодчества.

Классическое античное искусство. Понятие гармонии. Аполлоновское и дионисийское начала в произведениях античного искусства периода классики (Парфенон и Эрехтейон, скульптура Мирона и Скопаса). Наиболее значительные достижения античного искусства: храмовая архитектура, скульптура, вазовая роспись и др.

Элементы классического архитектурного дизайна в зданиях Владивостока.

Искусство Средних веков

Формирование мировых религий и священных книг. Духовное начало как художественная доминанта средневековья. Принцип символики в средневековом искусстве. Вечные темы и вечные образы в искусстве средневековья.

Наиболее значительные явления в европейском искусстве. Романский стиль в архитектуре. Развитие готики. Основные принципы готического зодчества: аркбутан, стрельчатый свод и арка, вертикальная архитектура и др. Эволюция готического стиля: каменная готика, пламенеющая готика, кирпичная готика. Элементы готического дизайна в зданиях Владивостока.

Становление русского искусства и наиболее значительные его достижения в период средневековья. Развитие в России традиции крестово-купольных храмов (храм покрова на Нерли). Фресковые росписи. Феофан Грек. Искусство иконописи и принцип обратной перспективы в композиции иконы (А. Рублев, Дионисий и др.).

Искусство высшего этапа средневековой культуры – эпохи Возрождения. Философия гуманизма. Новое осмысление достижений античности в архитектуре (Ф. Брунеллески и др.). Монументальная скульптура (Н. Донателло, Микеланджело Буанаротти и др.) Расцвет живописи и теоретическое обоснование ее приоритетов (Леонардо да Винчи). Новые принципы осмысления художественного пространства в живописи Возрождения, понятие прямой перспективы.

Наиболее значительные мастера европейского Возрождения (Джотто, Т. Мазаччо, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, И. Босх, П. Брейгель, Лукас Кранах, Х. Гольбейн, и др.). Понятие титана Возрождения и магистральной темы ренессансного искусства. Основные этапы эволюции возрожденческого искусства.

3. Искусство Нового времени

Искусство XVII века. Утверждение рационалистического сознания в науке и культуре, механистическая модель мира. Развитие представлений о жизни как о дисгармонии.

Формирование художественных направлений. Искусство классицизма: архитектура Версаля (Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар); живопись Н. Пуссена; музыка Ж.Б. Люлли и К.В. Глюка; французский (регулярный) садово-парковый стиль (А. Ленотр) и др.

Представление о барокко: живопись М. Караваджо, А. Ван Дейка, П. Рубенса, Эль Греко, Д. Веласкеса; музыка К. Монтеверди  и др.; скульптурные группы и архитектурные ансамбли Л. Бернини и др.

Появление новых культурно-художественных центров в Голландии (Ф. Халс, Г. Рембрандт) и Фландрии (Я. Йорданс, Ф. Снейдерс).

Искусство XVIII века. Просвещение как тип культуры. Рационализм, идеи исторического прогресса и естественного человека.

Новые художественные направления. Искусство рококо: живопись А. Ватто; музыка Моцарта, Ф. Гайдна, Ж. Рамо и пр.

Новые художественные принципы в английском искусстве: «пейзажный» («английский») стиль садово-паркового искусства; живопись У. Хогарта, Т. Гейнсборо.

Расцвет европейской музыки: становление полифонии, Венская

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
149 Kb
Скачали:
0