Характеристика общественной и литературной жизни России 40 - 70 годов. И.А. Гончаров (1812 - 1891). А.Островский. Драматургия Островского

Страницы работы

Фрагмент текста работы

IV. История русской литературы 2/3 XIX века.

Характеристика общественной и литературной жизни России 40 - 70 годов.

Противоречия русской общественной жизни. Оживление общественно - политической жизни. Крестьянский вопрос и реформа 1861 года. Конфликт русского общественного сознания (противостояние либерального дворянства и разночинной интеллигенции). Влияние общественно - политической ситуации на характер русской литературы. Характеристика литературной жизни. Исторические романы А.К. Толстого, А. Вельтмана, произведения К. Станюковича.

Художественный мир русской поэзии середины XIX века (Ф. Тютчев, А. Фет, А.К. Толстой). Основные мотивы лирики. “Плоды раздумья” Козьмы Пруткова. Своеобразие жанра. Образ К. Пруткова. История его создания. Значение афоризмов Козьмы Пруткова в истории русской литературы и культуры.

40-е - 50-е годы - “новая волна” в русской литературе (И. Гончаров, И. Тургенев, Н. Некрасов, Н. Чернышевский, М. Салтыков - Щедрин).

Литературная критика В.Г. Белинского. Революционно - демократическая критика Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Д. Писарева, М. Антоновича. Журналы “Современник”, “Отечественные записки”, “Русское слово”.

Русское славянофильство 40 - 70-х годов (К.С. Аксаков, братья Киреевские).

“Эстетическая критика” середины XIX века (П.В. Анненков, Н.И. Надеждин, А.И. Дружинин, В.П. Боткин, А.А. Григорьев).

Проблема народности в литературной критике 40 -70 годов.

И.А. Гончаров (1812 - 1891).

Личность. Происхождение. Характер образования (домашнее, коммерческое училище в Москве, Московский университет). Первый роман “Обыкновенная история” (1847). Очерк “Сон Обломова” (1849). Кругосветное путешествие на фрегате “Паллада”. Цензорская деятельность. Публикация очерков “Фрегат “Паллада” (1856). Роман “Обломов” (1859). Проблематика, Замысел. Идея писателя. Проблема характеров Обломова, Штольца, Ольги. Художественное своеобразие романа (пластичность, психологизм, точность и емкость детали, манера повествования). И.А. Гончаров - редактор газеты “Северная почта” (1862 - 1863 гг.), член совета по печати. 70-е годы. И.А. Гончаров - критик (статьи “Мильон терзаний”, “Заметки о личности Белинского”).

А.Островский. Драматургия Островского. 

Театральная деятельность. Первая комедия (“Свои люди - сочтемся”). Характер изображения купеческого Замоскворечья (“Не в свои сани не садись”, “Бедность не порок”). Сближение с некрасовским “Современником” (“Доходное место”, “Воспитанница”). Конфликт честного интеллигента (Жадов) с чиновниками (Вышневецкий, Юсов, Белогубов) в комедии “Доходное место”. Проблема семьи в комедии “Гроза” (1859). Публикация ее в “Современнике” (1860). Проблема русского характера в “Грозе” (Катерина). Жанровая природа “Грозы” (Что это - социально - бытовая драма или трагедия?) Характер конфликта (столкновение двух исторических эпох). Особенности экспозиции в “Грозе”. Калиновский мир в “Грозе”. Кабаниха и Катерина. Черты сходства и различия. Отношение к нравственным нормам “темного царства” Кулигина, Бориса, Варвары и Кудряша. Принципиальное отличие их протеста от протеста Катерины. Характер финала (гибель Катерины и крушение Кабанихи). Художественное своеобразие драмы. Лиризм. Особенность речевых характеристик. Оценка драмы Н.А. Добролюбовым, И.А. Гончаровым, И.С. Тургеневым. Дальнейшая драматургическая деятельность А.Н. Островского. Серия исторических хроник (“Козьма Захарыч Минин - Сухорук”, “Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский”, “Тушино”, “Василиса Мелентьевна”). Пьесы А.Н. Островского “Горячее сердце”, “Бешенные деньги”, “Лес”, “Снегурочка”. Серия “печальных комедий” (“Волки и овцы”, “Правда хорошо, а счастье лучше”, “Последняя жертва”, “Бесприданница”, “Невольницы”, “Таланты и поклонники”, “Без вины виноватые”). Углубление психологизма, развитие мастерства драматурга. Значение творчества А.Н. Островского. Пьесы Островского на современной сцене. Их актуальность.

И.С. Тургенев (1818 - 1883).

Личность. Основные этапы формирования личности и творчества. Детство. Спасское - Лутовино. Московские и Петербургский университеты. Берлинский университет. Первый литературный опыт (поэма “Параша”). Знакомство с В.Г. Белинским. Служба в министерстве внутренних дел. Знакомство с Полиной Виардо. Повесть “Андрей Колосов” (“Отечественные записки”). Драматургические опыты (“Безденежье”, “Завтрак у предводителя”, “Холостяк”, “Месяц в деревне”, “Нахлебник”). Серия очерков из будущего сборника “Записки охотника” (“Хорь и Калиныч”, “Контора”, “Бурмистр”, “Малиновая вода”). Художественное своеобразие очерков. Мастерство писателя в создании народного характера. Психологизм в раскрытии характеров. Сотрудничество с некрасовским “Современником”. Первый роман (“Рудин”). Проблема интеллектуальной и нравственной жизни русского дворянства. Моральный и духовный кризис его. Тип тургеневской женщины. Рудин (трагичность судьбы, противоречивость характера). Художественное своеобразие романа (сжатая композиция, монологический характер, психологизм). Повести (“Фауст”, “Ася”). Романы (“Дворянское гнездо”, “Накануне”). Проблематика. Разрыв с журналом “Современник” (идейный спор с Н.А. Добролюбовым). Роман “Отцы и дети” (1862 год, журнал “Русский вестник”). Творческая история романа. Трагический конфликт в романе. Противостояние Базарова и Павла Петровича Кирсанова (отталкивание и сближение). Базаров. Интерес Тургенева к своему герою. Внутренний конфликт Базарова. Мировоззренческий кризис героя. Углубление внутреннего конфликта. Усиление жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. Соотношение героя и фона. Проблема финала. Художественное своеобразие романа (композиция, диалог - спор, детали портрета, пейзажа, приемы психологической характеристики, богатство языка). “Отцы и дети” в русской критике. Полемика вокруг романа. Актуальность романа в наши дни. Дальнейшее творчество И.С. Тургенева. Повесть “Призраки”, роман “Дым”, повести “Степной король Лир”, “Вешние воды”, роман “Новь”, “Клара Милич”. Значение творчества И.С. Тургенева.

Н.Г. Чернышевский (1828 - 1889).

Личность. Семья. Образование (домашнее, Саратовская гимназия, Петербургский университет). Энциклопедизм образования (литературный критик, публицист, философ, экономист, писатель). Сближение с Н.А. Некрасовым (сотрудничество в “Современнике”). Защита диссертации (“Эстетическое отношение искусства к действительности”, 1855), историко - литературные работы: “Очерки гоголевского периода”, “Пушкин. Его жизнь и сочинения”. Очерк “Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность”. Экономические исследования (“Капитал и труд”, “Основания

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
30 Kb
Скачали:
0