Условия и принципы удовлетворения потребностей в общественных благах, формы и методы участия государства в экономической жизни общества

Страницы работы

Фрагмент текста работы

  1. Изучение возможных механизмов и экономических последствий государственного вмешательства;
  2. Исследование способов, позволяющих установить цели государственной политики;
  3. Рассмотрение возможных вариантов программ общественных расходов и их экономических последствий.

Требования к знаниям по окончанию кура:

  1. Главные направления развития общественного сектора и основные функции государства;
  2. Экономические основы политического механизма в общественном секторе;
  3. Основы организации бюджетной системы, подходы к формированию бюджетной политики государства;
  4. Концептуальные основы налогового механизма и модели распределения доходов;
  5. Теоретические основы и модели бюджетного федерализма;
  6. Основные институты общественного сектора и особенности государственного предпринимательства.

Тема 1: Общественный сектор в смешанной экономике

  • Вопросы:
  • Понятие, структура и особенности общественного сектора
  • Сочетание рынка и государства в смешанной экономике
  • Государство и рынок
  • Задачи и функции государства в ЭОС
  • Изъяны рынка и перераспределение

1 Понятие, структура и особенности общественного сектора

  • Общественный сектор - совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства.
  • Ресурсы государства:
  • организации, находящиеся в его собственности;
  • доходы и расходы бюджета.

Рассмотрим пример:

1-е предприятие

2-е предприятие

Правовая форма предприятий: Акционерное общество

  • Изготовление специфического товара (компоненты ядерного оружия) для гос. заказа;
  • Собственники - частные лица;
  • Рынок монопсонии.

  • Производство товаров народного потребления:
  • Собственник - государство;
  • Конкурентный рынок.

Наиболее сложные и своеобразные проблемы, связанные с участием государства в экономической жизни, далеко не всегда непосредственно относятся к управлению государственными предприятиями и организациями.

Сфера экономической деятельности, в которой не срабатывают рыночные механизмы распределения благ Ресурсы распределяются не через рынок, а через другие экономические институты, в первую очередь, через государство.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики, где:

  • рынок не действует или только частично действует, а, следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;
  • производятся и потребляются не частные, а общественные блага;
  • экономическое равновесие между потребителями общественных благ осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов.

Отличие организаций частного и общественного сектора

  • в общественном секторе организации являются некоммерческими (то есть, не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли);
  • доминирующую роль в общественном секторе играет государство.

Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни:

доходы и расходы бюджета поток ресурсов все то, чем владеет государство запас ресурсов

Для частного субъекта поток ресурсов (доход) в определенном смысле порождается их запасом (физическим или человеческим капиталом) и в эффективно функционирующей рыночной экономике распределяется в соответствии с факторными вкладами. Для государства доля общественного сектора в национальном доходе существенно отличается от его доли в совокупном капитале.

Это вызвано 2-мя обстоятельствами:

  1. государство часто контролирует огромные ресурсы, которые не получают надлежащей экономической оценки в качестве потенциальных или реальных факторов производства.
  2. расходы государства в конечном счете характеризуют услуги, предоставляемые им на нерыночной основе.
  3. И запас, и поток ресурсов общественного сектора частично изъяты из рыночного оборота.

В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг общественный сектор, как правило, занимает прочное положение в таких отраслях, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство и некоторых других.

  • Ключевой предпосылкой становления общественного сектора выступает приватизация:
  • юридическое закрепление частной собственности;
  • переориентация предприятий (во многом независимо от формы собственности) с выполнения плановых заданий на рыночную конъюнктуру и собственные экономические интересы.
  • В итоге: государство становится контрагентом самостоятельных предприятий, а также негосударственных некоммерческих структур.

Структура общественного сектора определена с позиций плюрализма форм собственности:

Экономическая сторона собственности: базисные отношения присвоения

Похожие материалы

Информация о работе