Салическая правда. Памятник раннефеодального права наряду с другими «Варварскими правдами»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

«Салическая правда» (или «Салический закон» - Lex Salica) была создана в последние годы правления короля Хлодвига (507-511). Первоначальный текст «Салической правды» не сохранился, известны более 400

списков «Салического закона», которые дополнялись и переписывались. «Салическая правда» представляет собой памятник раннефеодального права наряду с другими «варварскими правдами» (Ринуарской, Бургундской, Алеманской, Баварской, Вестготской и т.д.) отражающий неразвитость правового сознания франков, где чувство привязанности к своему имуществу («мое право») сосуществовала с сильным коллективистским чувством принадлежности роду, общине, патриархальной семье [1]. Основной текст «Салической правды» представляет собой разрозненную и бессистемную запись обычаев, сложившихся в основном еще до образования Франкского государства, а также тех обычаев, которые возникали в период формирования классового общества и образования государства. Поэтому ее содержание отражает тот социальный и правовой строй, который характеризует переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Она раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и возникновения частной собственности, рост имущественного неравенства. Одна из ее основных задач – защита частной собственности, шедшей на смену коллективной собственноти.

Как и другие «варварские» правды, Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий правонарушений и соответствующих им наказаний. Ее язык носит казуистический характер, т.е. предусматривает конкретные случаи правонарушений и соответствующие им наказания. Например,        Салическа  правда не знает общего понятия телесного повреждения, а перечисляет его отдельные виды: «Если кто изувечит руку или ногу другому, лишит его глаза или носа…»; «Если кто вырвет другому глаз…»; «Если кто оторвет большой палец на руке или на ноге…»

Характерной чертой Салической правды является формализм, т.е. все правовые действия и акты совершались в строго установленной форме, нарушение которой лишало эти действия и акты законной силы.

Уголовное право. Основное внимание в «Салической правде» уделяется преступлениям и наказаниям.

Под преступлением понималось причинение вреда личности или имуществу и нарушение «королевского мира», а под наказанием понималось компенсация за обиду, вред, причиненный человеку, как средство примирения с семьей обидчика и уплата штрафа королю за нарушение «королевского мира». Закон классифицирует преступления по объекту посягательства на четыре группы: 1) государственные преступления (действия, направленные против короля, неисполнение его предписаний титул 45); 2) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др.); 3) преступления против собственности (кража,поджог, грабеж); 4) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство)

Наиболее тяжким преступлением считалось разбойное нападение банды на дом, повлекшее убийство, оно наказывалось самым большим известным Салическому закону штрафом в 1800 золотых солидов [3].

Штраф уменьшался в зависимости от социально-правового статуса потерпевшего. Вторым на лестнице штрафов преступлением стояло убийство. Штрафы на него различались в зависимости от статуса убитого. В «Салической правде» существовало понимание форма вины: умысла и неосторожности, покушение на преступление, соучастия, обстоятельства, отягчающие или смягчающие преступление. Так, обстоятельством, смягчающим вину, является признание причинившего вред. Напротив, обстоятельством, отягчающим преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести: нападение на спящего, ребенка, женщину, надругательство над трупом, групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления и т.д.

Суд и процесс. Судебный процесс в «Салической правде» носил обвинительно-состязательный характер.

Судебная процедура была очень примитивной. Процесс начинался только по инициативе потерпевшего. Он же был обязан доставить суду доказательства, привести соприсяжников (родственников, друзей, соседей), которые могли подтвердить его хорошую репутацию. Распространенным видом доказательств являлись ордалии («суд божий»), при которых преступник устанавливался при помощи божественной силы – бога, который как бы указывал преступника. Чаще всего для этого использовались огонь, кипящая вода и железо. «Салическая правда» знает только один вид ордалий – испытание

Похожие материалы

Информация о работе