Социальная сущность языка. Связь языка с обществом. Язык и культура. Язык и «картина мира»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Социальная сущность языка

Лекция 3

План

  1. Связь языка с обществом
  2. Язык и культура. Язык и «картина мира»
  3. Язык и мышление
  4. Язык и речь

Литература

  • Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 2002. - Глава 2, 4, 9;
  • Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1975. - Гл. 1
  • Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.: Аспект-Пресс, 2001. - Гл. 1 §2, 4
  • Введение в языкознание: Хрестоматия: / Сост. А.В.Блинов, И.И.Богатырева, В.П.Мурат, Г.И.Рапова. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – С. 15-19, 21-23 (Ф.де Соссюр)

Связь языка с обществом

Язык - средство общения между людьми

ИНДИВИД ЯЗЫК ОБЩЕСТВО

  • Язык возникает и эволюционизи-рует с развитием человеческого общества

Взгляды на характер связей языка и общества

  1. Общество / Язык
  2. Общество Язык
  3. Общество Язык
  4. Общество Язык
  5. Общество Язык

1.Язык развивается и функционирует по своим собственным законам.

  • Антиномии
  • говорящего и слушающего
  • избыточности и экономии
  • системы и нормы
  • регулярности и экспрессивности

  • Примеры
  • Редукция форм: завкаф - расчлененность конструкций: заведующий кафедрой
  • Системные возможности языка могут противоре-чить норме: обилечивать
  • Метафоризация терминов: компьютерная сеть

2.Развитие и существование языка полностью детерминировано развитием и существованием общества

«...развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению общества, т.к. благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу». (Ф.Энгельс. Диалектика природы)

3. Язык имеет свои собственные внутренние законы и определяется внешними социальными факторами

  • Как влияют социальные факторы на язык?
  • пополнение лексики
  • социальная дифференциация языка (соц. диалекты; просторечие, жаргон)
  • обусловленность использования языковых средств социальными характеристиками носителей языка (мужской и женский язык, возрастные особенности; уровень образования, профессии)
  • социальные роли участников коммуникации («вежливый» язык)
  • сферы использования языка -> функциональные стили
  • взаимоотношения языков в многоязычном обществе

4. Специфика языка определяет специфику культуры общества

  • Гипотеза лингвистической относительности Э.Сэпира и Б.Уорфа:
  • Характер познания действительности зависит от языка, на котором мыслит познающий субъект. Язык формирует наше видение мира.
  • Асимметрия слов с компонентом –man (postman – m/f ) компанию «политкорректности», уравнения женских и мужских прав.

5. Язык, развиваясь по своим законам и исходя из потребностей общества, влияет на общество через культуру. информативная (образовательная) функции воспитательная аккумулятивная

Функции языка в обществе (Р.Якобсон, К.Бюлер)

  • Общения: коммуникативная, интерперсональная, фатическая – установление контакта
  • Сообщения: информативная; металингвистичес-кая – средство исследования и описания языка в терминах самого языка, номинативная – называния
  • Воздействия: экспрессивная – выражение внутреннего состояния говорящего, эмотивная –выражение эмоций, конативная - волеизъявления, магическая, аксиологическая - оценки
  • Познания: когнитивная, аккумулятивная – сохранение информации о культуре
  • Эстетическая: поэтическая - форма художественного творчества

Функции

  • Интерперсональная
  • Фатическая
  • Металингвистичес-кая
  • Номинативная / референтная

- Ты, наверное, хочешь есть. - Как живете-можете?. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Это стул. На нем сидят. Это стол. За ним едят.

Функции

  • Экспрессивная
  • Эмотивная
  • Конативная
  • Магическая
  • Аксиологическая
  • Когнитивная

  • Это сделал именно он!
  • Три тысячи чертей!
  • Сходи туда, не знаю куда...
  • Сезам, откройся!
  • Ну, очень большие раки, но по пять...
  • Я знаю, что я ничего не знаю.

Функции

  • Аккумулятивная
  • Вено – в Древ. Руси выкуп за невесту, уплачиваемый женихом
  • Поэтическая

  • Троянский конь
  • бить баклуши
  • И слава, добытая в долгой борьбе, / И самый венец мой державный, / И все, чем я бранной обязан судьбе, - / Все то я добыл лишь на вено тебе, / Звезда ты моя, Ярославна!
  • А.К.Толстой
  • Мороз и солнце! День чудесный! / Еще ты дремлешь, друг прелестный...

Язык и культура

Язык и «картина мира»

Язык культура

  • Язык – зеркало культуры.
  • Язык – орудие культуры.

Язык – зеркало культуры

  • Слово – отражение своей культуры:
  • квас, дача, хохлома
  • Слово – отражение чужой культуры:
  • community college, yard sale
  • sushi, sumo, futon
  • Слово – перекресток культур:
  • молитва

Language most shows man. Speak and I’ll see thee.

B.Shaw

Язык – орудие культуры

  • Язык – средство формирования личности.
  • Язык – средство формирования менталитета.
  • Язык – средство воздействия на идеологию.

Язык – орудие культуры

  • Роль языка в формировании личности

  • Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
  • Still waters run deep.+
  • Слово –серебро, молчание – золото. +
  • В тихом омуте черти водятся. -

Язык – орудие культуры

  • Роль языка в формировании менталитета.
  • Менталитет –это мыслительная и духовная настроенность как отдельного человека, так и всего общества в целом (С.Тер-Минасова).

  • Коллективизм – индивидуализм
  • Мне надо – I must
  • Мне не спится. – I don’t feel like sleeping.
  • Мне хочется – I want
  • Безличные предложения => фатализм, смирение
  • Дерево сломало ветром.
  • Его ранило.

Язык – орудие культуры

  • Язык – средство идеологического воздействия.

  • All animals are equal but some are more equal than others. (G.Orwell)
  • Клишированность лозунгов – система зомбирования.
  • «Политкорректность»:
  • Afro-American, chairperson, mail carrier, physically challenged
  • Everyone must do his or her duty.

Языковая картина мира

  • ЯКМ – представленное языком отражение объектов и связей реальной и нереальной действительности = выраженный языком способ видения мира.

Языковая картина мира

  • в языке эскимосов – более 20 наименований льда
  • морская держава Великобритании – ship, boat = she
  • Доброе утро! - фр. Bon jour!

Языковая картина мира ночь

morning

12/0

день

0/12

ночь

afternoon

morning

night

9

15

вечер

3

21

утро утро

6

6

18

morming

вечер

evening

Язык есть исповедь народа: В нем слышится его природа, Его душа и быт родной. (Петр Вяземский)

Язык и мышление

Проблема взаимосвязи:

  1. ЯЗЫК МЫШЛЕНИЕ
  2. МЫШЛЕНИЕ
  3. вербальное невербальное
  4. движение (жест)
  5. слово музыка
  6. худ. образ

1. Вербалисты:

  • Нет мышления без языка. Мысль так же неотделима от языка, как язык от мысли.
  • Слова – представления – знания.
  • Человек мыслит вслух или «про себя» (внутренняя речь).

2. Возможно осуществление определенной мыслительной деятельности без участия языка

  • Невербальное: наглядно-действенный и наглядно-образный тип мышления
  • Мышление композитора, художника
  • Успешное решение пространственных проблем еще не говорящими детьми и вовсе лишенными языка животными

  • Язык - средство выражения мысли, т.е. он материализует мысль.
  • Язык – орудие мышления.
  • Язык связан не только с мышлением, но и с волей, эмоциями, памятью, т.е. со всей психической деятельностью человека.

  • Мышление включается с рождением человека и выключается с его смертью. Для того, чтобы мышление состоялось, ему необходим определенный

Похожие материалы

Информация о работе