Идея прогресса в русской религиозной философии начала XX века. Жизненный путь Николая Александровича Бердяева

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Оглавление

Введение.......................................................................................... 3

1. Идея прогресса в русской религиозной философии начала XX века............................................................................................................ 5

2. Жизненный путь  Николая Александровича Бердяева.................................................................................................. 12

3. Философия свободы и несвободы в творчестве Н.А. Бердяева.................................................................................................. 15

4. Особенности концепции свободы в философии Н.А. Бердяева.................................................................................................. 22

Заключение.................................................................................... 32

Список литературы.............................................................................................. 34

Введение

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - крупнейший русский философ первой половины XX века. В молодости - марксист, но вскоре разочаровался в Марксе и заинтересовался философией Вл. Соловьева, а затем разработал свое собственное миросозерцание.

Бердяев написал огромное количество книг и статей. Библиография его произведений сама составляет целый том объемом в 10 печатных листов. Наиболее значительные философские произведения Бердяева следующие: "Субъективизм и идеализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском" (1900), "С точки зрения вечности" (1907), "Философия свободы" (1911), "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916), "Философия неравенства" (1923), "Смысл истории" (1923), "Философия свободного духа, христианская проблематика и апологетика" (1929), "Судьба человека (опыт парадоксальной этики)" (1931), "Русская мысль: главные проблемы русской мысли в девятнадцатом и в начале двадцатого столетия" (1946), "Опыт эсхатологической метафизики" (1947). Его произведения переведены на многие языки мира.[1]

Актуальность темы данной курсовой работы объясняется тем, что основная тема трудов Бердяева - духовное бытие человека. По его мнению, духовность человека тесно связана с божественной духовностью. Его учению противоположны концепции теизма и пантеизма, являющиеся выражением натуралистической религиозной философии.

Религиозная философия Бердяева тесно связана с его социальными концепциями, а связующим звеном выступает личность и ее проблемы.

Философия Бердяева представляет собой наиболее яркое выражение русской философии, в которой сделана очередная попытка выразить христианское мировоззрение в своей оригинальной форме.

Объектом курсового исследования является философия.

Предметом курсового исследования является концепция свободы в философии Н.А. Бердяева.

Целью курсовой работы является анализ особенностей концепции свободы в философии Н.А. Бердяева.

Задачи курсовой работы заключаются в рассмотрении следующих вопросов:

§  идея прогресса в русской религиозной философии начала XX века;    

§  жизненный путь  Николая Александровича Бердяева;         

§  философия свободы и несвободы в творчестве Н.А. Бердяева;   

§  особенности концепции свободы в философии Н.А. Бердяева.

1. Идея прогресса в русской религиозной философии начала XX века

Яркой страницей духовной жизни России начала XX века была религиозная философия, которая, по убеждению ее создателей и исследователей, стала символом эпохи, квинтэссенцией теоретических и нравственных исканий российской интеллектуальной элиты. Особый интерес привлекают две наиболее крупные фигуры русского религиозно-философского ренессанса начала XX века - Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) и Николай Александрович Бердяев (1874-1948).

Основные вехи их философского пути были общими: оба пришли к религиозной философии, пережив разочарование в марксизме; совместно участвовали во многих культурных инициативах того времени: деятельности Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, издательства "Путь", в эпохальных сборниках "Вехи" и "Из глубины"; оба в 1922 году в числе многих других русских мыслителей были насильственно высланы из Советской России; наконец, для каждого из них годы парижской эмиграции стали временем творческой зрелости и новых организационных начинаний. Если добавить, что мыслителей связывала личная дружба, - станет понятно, почему современники объединяли их шутливыми прозвищами: "Булдяев" или "Бердяй Булгакович".[2]

Тем не менее в исследовательской литературе Бердяева и Булгакова обычно причисляют к разным ветвям русской религиозно-философской традиции2. Действительно, различия их концепций очевидны: С.Н. Булгаков - приверженец учения Вл. Соловьева о "всеединстве" и о Софии; Н.А. Бердяев - последователь Ф.М. Достоевского и Ф. Ницше, создатель учения о ничем не ограниченной творческой свободе человека. Разными были "конечные пункты" их философской эволюции: Булгаков

Похожие материалы

Информация о работе