Неформальные молодёжные объединения (на примере хип-хопа и аниме). История изучения феномена молодежной субкультуры

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Здравствуйте, уважаемая комиссия. Тема моей дипломной работы – неформальные молодёжные объединения (на примере хип-хопа и аниме).

Актуальность темы заключается в необходимости исследования процесса возникновения молодёжных субкультур (объединений), так как молодёжь – будущее страны и всего мира, и науке важно понимать процессы, происходящие в этой среде. В качестве наглядных примеров и объектов исследования были взяты такие объединения, как фанаты аниме (японской мультипликации) и хип-хопперы (люди, относящие себя к субкультуре хип-хопа). Причиной рассмотрения именно этих двух представителей неформальных молодёжных объединений служит почти полное отсутствие исследователей, занимающихся их изучением, и, как следствие - работ, их описывающих. С начала 20го века широко разрабатываются лишь наиболее долго существующие объединения, такие, например, как фашисты и антифашисты, хиппи,  толкиенисты, байкеры и прочие.

Объектом исследования является молодёжь, как общность, принимающая определенные ценности, а значит, как поле для образования различных субкультур. Понятие «субкультура» используется автором, как особый набор установок, которыми руководствуется человек в своих предпочтениях и действиях вообще, в образе жизни, то есть, как краеугольный камень возникновения неформальных молодёжных объединений. Соответственно, неформальные молодёжные объединения можно назвать, в какой-то степени, продуктом явления субкультуры. Эти объединения и являются предметом исследования.

Цель работы - дать комплексную характеристику неформальных молодежных объединений (субкультур) в целом, а также показать ее на примере конкретных представителей современных молодежных субкультур.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- рассмотреть историю изучения феномена молодежной субкультуры;

- раскрыть основные типы неформальных молодежных объединений;

- проанализировать современные молодежные субкультуры на примере  объединений хип-хопперов и фанатов аниме;

- выявить механизмы формирования указанных групп;

- дать общую характеристику обозначенным объединениям.

При написании дипломной работы использовались следующие методы: сравнительно-исторический анализ, системный анализ; вторичный анализ социологических данных, метод включенного наблюдения. Включенное наблюдение проводилось автором работы на протяжении трёх месяцев в субкультуре фанатов аниме, и пяти месяцев в субкультуре хип-хопперов. Поскольку автор является «своим» в обоих субкультурах, наблюдение проходило на различных «тусовках» и других коллективных мероприятиях.

Переходя к сути работы, можно сказать, что, согласно современной, обобщённой  точке зрения, субкультура - это «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, особым стилем жизни ее участников».

Одним из первых учёных, исследовавших область субкультуры и неформальных отношений молодёжи, был Карл Манхейм, в работе «Диагноз нашего времени» в 1943 году, он отмечал, что общества, развиваясь, опираются на опыт старших поколений, но противятся скрытым возможностям молодёжи. А ответной реакцией молодёжи является образование неформальных объединений вокруг субкультур, тем самым предпринимая попытку разрушения старых устоев и вношения существенных коррективов в доминирующую культуру.

После Манхейма изучением вопросов конфликта поколений и его последствий занимались такие учёные, как З. Фрейд, М. Мид, Р. Парк, Э. Берджесс и другие. Впервые вопрос о существовании молодежных субкультур как самостоятельного социокультурного явления был поставлен Т. Парсоном, и до сих пор его понимание молодежных субкультур, как подготовки  к усвоению ролей «взрослого» общества, остается базовым.

В России одним из первых и самым известным исследователем в обозначенной области является Т.Б. Щепанская, ее труды «Символика молодёжной субкультуры: опыт этнографического исследования системы» и «Система: тексты и традиции субкультуры» внесли огромный вклад в науку. Щепанская, за неимением в советские времена теперешнего разнообразия субультур, специализировалась на изучении объединения хиппи.

Стоит отметить, что в общем, за рубежом тема неформальных молодёжных объединений разработана на данный момент значительно шире, чем в отечественной науке.

Перейдём к непосредственному описанию изученных автором неформальных объединений молодёжи. Фанаты аниме, в быту именующиеся «анимешниками», представляют собой очень разнообразную группу по возрасту (от 15 до более чем 30и лет). Наиболее увлеченные анимешники именуют себя «отаку», с японского – домоседы. Любители аниме - некая обособившаяся общность, имеющая что-то от почти

Похожие материалы

Информация о работе