Неформальные молодёжные объединения Владивостока. Общая теория касательно НМО. Феномен молодёжных объединений, рабочие понятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Калмыков – преподаватель владивостокского филиала Российской таможенной академии. В статье освещены мотивационные аспекты приобщения молодежи к НМО, рассмотренные на примере рэпперов, рейверов и хиппи. Написана статья была в 2000 году. Также вопросы неформальных молодёжных движений рассматривались в ряде дипломных и диссертационных работ.

Этнографы изучали молодежные субкультуры много лет. За это время они накопили знания о десятках неформальных объединений. При этом ученые не считают свою работу законченной. Ведущий научный сотрудник Государственного республиканского центра русского фольклора Михаил Алексеевский заявил, что описать все субкультуры просто невозможно, так как новые объединения появляются каждый год.

На начальных этапах российскими учеными рассматривались лишь "классические" молодежные субкультуры, такие как хиппи, панки и рокеры. Так, в 2005 году социолог Леонид Шабанов в своей монографии суммировал исследования советских социологов о нонконформистских объединениях молодежи, а Михаил Вершинин нашел следы рэпперской субкультуры в Куйбышеве в 1984 году. Новые неформальные объединения не становились предметом интереса ученых, поэтому сведения о них собирали любители: так, в интернете можно найти много материалов о различных субкультурах ("толкиенисты", "гопники", националисты и другие), а многие неформальные объединения имеют собственные интернет-сайты (например, прокремлевское движение "Наши").

По причине широкого круга исследователей, занимающихся изучением «классических» субкультур, автор работы решил осветить две наименее изученные: НМО хип-хопа и аниме (поклонников японской анимации).

Цель работы – показать особенности обоих рассматриваемых субкультур, выявить, что привлекает молодых людей в этих объединениях. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.  дать исторический обзор формирования понятий «субкультура», «неформальные движения» и т.д., а также изучения неформальных молодёжных объединений известными учёными.

2.  дать экскурс истории развития обоих культурных феноменов и основанных на них неформальных молодёжных объединений.

3.  Проведя собственное исследование, используя методы глубинного интервью, источниковедческого анализа и включенного наблюдения, составить общие психологические портреты представителей обоих НМО.

Объектом исследования были выбраны ценностные ориентации, характерные особенности внешности, быта и поведения молодых людей, состоящих в неформальных объединениях. Предметом работы являются молодые люди Владивостока (от 15 и примерно до 30 лет).

В работе были использованы такие методы, как историографический, источниковедческий, метод глубинного интервью и включённого наблюдения.


1. Общая теория касательно НМО

1.1 Феномен молодёжных объединений, рабочие понятия

Все конкретные социальные системы и соответствующие им культуры включают в себя различные подсистемы, или субкультуры, каждая из которых характеризуется своими специфическими чертами, образом жизни, мировосприятием и т.д. Эти подсистемы отличаются от базовых тем, что являются неполными, следовательно, субкультура — это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль, жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей; субкультура — это некая подкультура, или культура в культуре, субкультуры взаимосвязаны и несут в себе особенности базовой культуры. Субкультуры в большей мере, чем базовая культура, предоставляют человеку право сознательно выбрать их [18, с. 20].

Существуют два параллельных «измерения» понятия «молодежь», соответствующих двум природам человека: биологической и социальной. Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным. В рамках биологических концепций определения понятия «молодежь» делались попытки свести идентичность физиологических процессов, свойственных всем индивидам на той или иной стадии биологического развития, к идентичности форм социального поведения. Но не существует универсальных форм поведения, присущих всей молодежи. Молодежь, формы поведения, установки, ценности зависят от социокультурных характеристик конкретного общества (в котором в данное время она живет и которое определяет ее поведение и характеристики).

Юность складывается из периода отрочества (подростки) и молодости (молодежь), которым соответствуют: период обучения в старших классах общеобразовательной средней школы (подростки) и период обучения в техникуме или вузе, а также начальный этап трудовой деятельности в качестве «молодого специалиста» (молодежь) [33, с. 56].

Отличительными признаками молодежи служат: социальное положение обучающегося в «традиционных» учебных заведениях или начинающего трудовую деятельность, еще не достигнутая в полном объеме экономическая активность; отсутствие собственной семьи (не родительской) и собственных детей или наличие таковых при отсутствии какой-либо ответственности и заботы о них; социальная ролевая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрослого, а, следовательно, наработка социальных ролей; определение собственного социального статуса.

Понятие молодежь является конкретно-историческим: в разные исторические периоды и имеет различный смысл. Существуют различия социально-психологические, в уровне сознания и социальных формах поведения молодежи, принадлежащей к различному историческому времени. Молодежь - явление социокультурное (это доказывает факт различия в мировосприятии и социальных формах поведения молодежи; особенности стран сильно сказываются на молодежи, принадлежащей к различным культурам). Следует добавить, что нельзя трактовать понятие молодёжь

Похожие материалы

Информация о работе