Предмет. Методы антропологического исследования. Сущность структурализма. Кросскультурные отношения в социальной антропологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Авункулокальное, когда молодые живут у брата по матери по линии мужа. Брак часто является более поздним институтом, чем семья. 10.   Отличия доиндустриальной экономики от индстриальной Доиндустриальное общество Индустриальное общество 1. Человек - часть природы 1. Техника - "вторая природа" 2. Закрытая социальная система (система сословий) 2.   Соц. мобильность (классовая система) 3.    Союз народности 3.    Нация (территориальная принадлежность) 4.    Традиционализм 4.     Либерализм 11. Феномен дарообмена по Моссу (престижная экономика).  В примитивных обществах трудно отделить экономику от политики, они как- будто встроены друг в друга. В первобытном обществе существует сложная система социально- экономических отношений и антропологи были вынуждены заняться разработкой теории "первобытной экономики". В целостном виде учение о дарообмене было сформулировано в работах французского антрополога и социолога Марселя Мосса. Данное направление получило название субстантивистской экономической антропологии - в каждом обществе имеется определенная субстанция в виде производства, распределения и потребления материальных благ. Исследования антропологов данного направления показали, что дарообмен в архаических обществах был универсальным средством установления отношений между индивидами. Первобытный человек видел в подарке магическую силу, которая, с одной стороны, передавала с вещью частицу души дарителя и, с другой стороны, в случае некомпенсации дара могла навредить обладателю первоначального дара. У ненцев, например, на этот счет существовала пословица - дают подарки, глядят отдарки. Подарок предполагал компенсирующий акт в форме отдаривания. Подарок лица более высокого ранга часто предполагал ответную услугу в будущем. Можно выделить два вида дарообмена:  1. Реципрокация. Предполагает равенство между дарителем и отдаривателем. Обмен подарками происходил в одной социальной плоскости, по горизонтали. Например, обмен подарками между двумя женатыми членами рода.  2. Редистрибуция. Предполагает наличие неравенства между дарителями. Например, отношения между общинниками и вождями. Некоторые отголоски данных традиций сохранились и в современном обществе. На Западе, например, во многих организациях проводятся регулярные совместные чаепития или периодические вечеринки. Главная цель этих вечеринок - выработка в сотрудниках духа коллективизма данной организации. 12. Основные положения субстантивизма Термин субстантивизм впервые ввел К.Поланьи. По его мнению, экономика представляет собой универсальное явление в том смысле, что в каждом обществе имеется определенная "субстанция" в виде производства, распределения и потребления материальных благ.  Для племенных обществ характерно реципрокация, когда человек отдает другому и получает что-то в замен.  Для архаических обществ характерна редистрибуция - перераспределение.  Для индустриальных обществ характерно товаро-денежные отношения. Далтон - ученик К. Поланьи. По Далтону выделяют 3 типа:  Архаические общества, для них характерно реципрокация + редистрибуция.  Индустриальные общества, для них характерны ТДО.  Крестьянские общества (индустриальные + архаические), для них храктерны реципрокация, редистрибуция, ТДО. 13. Экономическая антропология и основные вехи развития  В первобытных обществах коллективизм доминировал над частной экономической инициативой. По этой причине изменение социальных позиций индивидов не могло достигаться за счет накопления стоимости.  Символический обмен подарками позволял преобразовывать материальные ресурсы в отношения психологической зависимости и престиж, что в свою очередь давало возможность получать новые ресурсы и, раздаривая их, увеличивать престиж еще больше. Т.О., повышение общественного статуса осуществлялось через механизмы престижной экономики: с одной стороны, через организацию массовых праздников, на которых накопление богатства демонстративно раздаривались или уничтожались, а с другой - через развитие обменных связей и формирование сети зависимых лиц и должников, которые не могли сделать ответный подарок.  К. Поланьи предложил классифицировать экономические системы на основе способа разделения. Он выделил три такие формы: реципрокация, встречающаяся в племенном обществе, редистрибуция, характерная для архаического общества, рыночный товаро-денежный обмен, представленный в современном индустриальном обществе.  Его ученик и последователь Дж. Далтон предложил несколько иную схему, в которой показал, как локальные человеческие общества были включены в региональные и трансляционные экономики: племенная экономика, основанная на реципрокации и рестридуции, крестьянская экономика стран "третьего мира", где помимо вышеупомянутых способов распределения встречается и рыночный обмен, современная товаро-денежная экономическая система. 14. Сущность классического эволюционизма  Представители: Ч. Дарвин (1809-1882 гг.) Идея прогрессивного развития культур. Теория анимизма и метод пережитков. Эдуард Тайлор (1832-1917 гг.), его работа "Первобытная культура" (1871 г.) Герберт Спенсер, его работы "Основы социологии", "Системы синтетической философии". Л.Г. Морган, его работы "Лига ирокезов", "Системы родства и свойства

Похожие материалы

Информация о работе