Оптическая память. Технология CD-ROM. Универсальные компакт-диски, страница 4

Фирма Microsoft является одним из пионеров в области публикации литературы на компакт-дисках. В 1987 году она выпустила свой продукт Bookshelf ("книжная полка"), содержащий десять справочников. Пользуется успехом библиотека для программистов этой фирмы, также записанная на оптических носителях.

Фирма поставляет также программное обеспечение на компакт-дисках. Ее пакет Microsoft Office для компьютера Macintosh включает в себя четыре популярные пакета:

Word, Excel, Powerpoint и Mail. Помимо программ и полной документации к ним компакт-диск содержит также учебные средства, использующие голос и мультипликацию, а также включает утилиты других фирм. Фирма собирается выпустить подобный продукт для компьютеров IBM PC.

В Великобритании на компакт-диске выпускается справочник адресов, который содержит 23 миллиона адресов фирм. Справочник обновляется ежеквартально. Кроме того, фирма British Telecom работает над созданием оптической версии своего телефонного справочника.

Британская фирма Microinfo специализируется на распростране


нии на компакт-дисках справочной информации о периодических изданиях, таких как Cambridge Scientific Abstracts, Micromedex и Silverplatter.

Фирма Pergamon Compact Solution выпускает оптическую версию Книги рекордов Гиннесса. Компакт-диск для компьютера Macintosh помимо текстовой информации содержит два десятка мультипликаций, иллюстрирующих процессы установления рекордов, более 300 высококачественных цветных фотографий, а также музыкальные и звуковые эффекты. В этом году будет создана версия для компьютеров фирмы IBM.

Возможно, что в будущем все поставщики программного обеспечения объединят свои пакеты вместе с документацией и средствами обучения на едином компакт-диске. Пользователь сможет позвонить поставщику, сообщить номер своей кредитной карточки и узнать пароль для использования содержащегося на компакт-диске конкретного пакета. Очевидно, однако, что прежде чем создать такой диск, производящие программное обеспечение фирмы проведут чрезвычайно тщательную работу по защите своих программ от несанкционированного. доступа.

Львиная доля информации. попадающей на компакт-диски, поставляется фирмами, специализирующимися на сборе и систематизации информации в электронном виде, поступающей из библиотек, институтов, фирм. Фирма Hitachi подсчитала, что 77% информации на компакт-дисках поступает из электронных баз данных, и лишь 23% переносится с печатного материала. Ясное дело, гораздо проще воспользоваться уже готовой информацией в цифровом виде, чем готовить ее с самого начала. Фирма также определила, что 28% всех продуктов несет библиотечную информацию, по медициоской тематике поступает 9% дисков, по естественным наукам - 13%. Не удивительно. что пользователи, ждущие общую коммерческую информацию, видят, что этот рынок не для них.


Что касается служащих фирм, технология CD-ROM открывает им возможности двустороннего использования  оптических   носителей:

пользователи могут не только обращаться к огромному количеству чужой коммерческой информации, записанной на компакт-дисках (на одном таком диске хранится 200 тысяч печатных страниц текста, что соответствует полуторам тысячам 360-Кбайтных гибких дисков), но и распространять на оптических носителях информацию своей фирмы. Для этого создается мастер-диск на основании информации, предоставляемой фирмой на магнитной ленте или гибких дисках. Тиражирование стоит заказчику 90 пенсов за один компакт-диск. В Великобритании подобные услуги оказывают фирмы Philips, Pergamon Compact Solution и Nimbus.