Сборник ситуационных задач и упражнений по общественному здоровью и здравоохранению: Практикум, страница 12

Рассчитать экономический эффект от снижения уровня заболеваемости.

ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ  ЗАДАЧ

Пример задачи на расчет экстенсивных и интенсивных показателей

В городе N численность населения составляла 40 000. В течение года здесь умерло 640 чел., из них от туберкулеза легких - 29 чел. Определить показатели смертности, смертность от туберкулеза, удельный вес туберкулеза как причины смерти.

1. Интенсивные показатели (показатели частоты):

а) общая смертность:

 40 000 - 640                                    

    1000 – х

                                   х = 16%0

б) смертность от туберкулеза:

40000 - 28                                      

1000  - х     

                                 х = 0,7%0

2. Экстенсивный показатель (удельный вес туберкулеза):

640 - 100%                

  28 – 100                              

                                   х = 4,4%0

Пример задачи на расчет показателей естественного движения населения

На 01.01.1996 г. в городе N проживало 51000 чел.; на 01.01.1997 г. - 49000. В течение года здесь родилось 600 чел.; умерло 900 чел. (из них детей до года - 11 чел.). В предыдущем году родилось 630 чел. Определить показатели естественного движения населения и дать их оценку.

  1. Прежде всего, необходимо определить среднюю численность населения.

  1. Определение уровня рождаемости.

50 000 - 600                                            

         1000 - х                

                 х =12%0

 

В соответствие с ориентировочными уровнями показатель рождаемости можно оценить как низкий.

  1. Определение уровня смертности.

50 000 - 900                                                     

        1 000 - х     

                                                                  х = 18%0

В соответствие с ориентировочными уровнями показатель смертности можно оценить как высокий.

  1. Определение естественного прироста.

Естественный прирост = (Показатель рождаемости) - (Показатель смертности)

ЕП = 12%0 - 18%0= -6%0

Имеет место отрицательный естественный прирост (т.е. убыль населения).

5.  Определение показателя детской (младенческой) смертности - т.е. смертности

детей в возрасте до 1 года на 1 000 родившихся.

                                              

В соответствии с ориентировочными уровнями показатель младенческой смертности можно оценить как низкий.

Пример задачи на расчет показателей динамического ряда

В больнице анализировались показатели летальности в течение ряда лет. В 1993г. уровень летальности составлял 6,5%; в 1994г. –7,0%; в 1995г. – 8,5%; в 1996г. - 13%.

Составить динамический ряд и рассчитать основные его показатели.

Год

Уровень ряда (легальность в %)

Показатель наглядности (%)

Показатель коэффициент роста (%)

Темп роста (%)

1993

6,5

100

-

-

1994

7,0

107,7

107,7

7,7

1995

8,5

130,8

121,4

21,4

1996

13,0

200,0

152,9

52,9

1. Показатель наглядности - отношение каждого из уровней ряда к одному из них (чаще    начальному), принятому за 100%. Уровень показателя летальности в 1993г. - 6.5% - принимаем за 100%.

1994г.:  6,5 -100%              1995г.: 6,5-100%                                         1996г.: 6,5-100%

             7,0 - х %                             8,5-х%                                                        13,0 - х%

             х = 107,7%                         х = 130.8%                                                  х = 200%

2. Показатель роста (темп роста) - отношение каждого последующего уровня ряда к каждому предыдущему, принятому за 100%:

1994г.:  6,5 -100%              1995г.:7,0-100%                                         1996г.: 8,5-100%

             7,0 - х %                             8,5-х%                                                        13,0 - х%

             х = 107,7%                         х = 121,4%                                                  х = 152,9%

3. Показатель прироста (темп прироста) - 100%. Или отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню, принятому за 100%.

1994г.:                               107,7% -100% = 7,7%

1995г.:                               121,4% -100% = 21,4%

1996г.:                               152,9% -100% = 52,9%

Абсолютный прирост - разность последующего и предыдущего уровней.

Например, для 1994г.:        АП = 7,0 - 6,5 = 0,5

Тогда темп прироста =    

Пример задачи на использование прямого метода стандартизации

При изучении заболеваемости инфарктом миокарда в цехе №1 и в цехе №2 было установлено следующее. В цехе №1, где работало 4500 чел. (в т.ч. 3600 мужчин и 900 женщин), в течение года заболели 11 чел. (10 мужчин и 1 женщина). В цехе №2, где работали 3 000 чел. (1500 мужчин и 2500 женщин), заболели 4 человека (2 мужчин и 2 женщин). Общий показатель заболеваемости в цехе № 1 был выше (2,4%0), чем в цехе №2 (1,3%0). Определить, не связано ли превышение с разным половым составом работающих в этих цехах.

Сведем полученные данные в таблицу и проведем «выравнивание» полового состава, используя прямой метод стандартизации.

ЦЕХ №1                                                              ЦЕХ №2

Численность

Заболело(чел)

Показатель (%)

Численность

Заболело (чел)

Показатель

(%)

Мужчины

3600

10

2,8

1500

2

4,0

Женщины

900

1

1,1

2500

2

0,8

Оба пола

4500

11

2,4

3000

4

1,3

1. Расчет показателей (в таблице приведены). Методику расчета показателя заболеваемости инфарктом миокарда см. задачу №1.

2.  Выбор стандарта (произвольный). Примем за стандарт состав работающих  цеха №1.