Профпатология как клиническая дисциплина, её особенности и задачи. Знакомство с клиникой профессиональных болезней, особенности курации и обследования больных с профзаболеваниями. Организация профпатологической службы. Документы, необходимые для связи заболевания с профессией. Принципы организации и проведения предварительных и периодических медосмотров. Расследование и учет профзаболеваний. Приказы МЗ РФ № 90, № 176. Особенности медико-социальной экспертизы и диспансеризации при профзаболеваниях: Методиче

Страницы работы

Содержание работы

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2

Утверждено на методической конференции

кафедр  внутренних болезней №  2 и № 1

профессор         Ю.А.Терещенко

профессор         В.А.Шулъман

 и ____ " ___________ 2001 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ТЕМА: ПРОФПАТОЛОГИЯ КАК КЛИНИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА, ЕЕ ОСОБЕН-НОСТИ И ЗАДАЧИ. ЗНАКОМСТВО С КЛИНИКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ, ОСОБЕННОСТИ КУРАЦИИ И ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ПРОФЗАБОЛЕВА­НИЯМИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СВЯЗИ ЗАБОЛЕВАНИЯ С ПРОФЕССИЕЙ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ  ОСМОТРОВ. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ. ПРИКАЗЫ МЗ № 90, № 176. ОСОБЕННОСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЪНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ  ПРИ ПРОФЗАБОЛЕВАНИЯХ

Составила: асс., к.м.н. Н.Ю.Павлова

Красноярск 2001 г.


1.Тема: «Профпатология как клиническая дисциплина, её особенности и задачи. Знакомство с клиникой профессиональных болезней, особен­ности курации и обследования больных с профзаболеваниями. Организа­ция профпатологической службы. Документы, необходимые для связи за­болевания с профессией. Принципы организации и проведения предвари-тельных и периодических медосмотров» Расследование и учет профзабо­леваний. Приказы МЗ РФ № 90, № 176. Особенности медико - социальной экспертизы и диспансеризации при профзаболеваниях»

2.Форма учебного процесса: практическое занятие.

3.Значение темы: необходимость изучения профпатологии для студентов обусловлена большим разнообразием производственных факторов, оказывающих неблагоприятное влия-ние на состояние здоровья работающих, необ­ходимостью приобретения соответствующих знаний врачами разных специ­альностей по оказанию медицинской помощи рабочим про-мышленных предприятий, спецификой диагностики профзаболеваний, особенностями веде-ния данной категории больных.

4.1.Цель занятия: овладеть принципами диагностики, лечения, профилатики профзабо-леваний; ознакомить студентов с порядком связи заболева­ния с профессией, принципами организации и проведения профосмотров

4.2. Учебная цель.

4.2.1. Раскрыть особенности и задачи профпатологии.

4.2.2. Ознакомить с клиникой профессиональных болезней, особенностями курации профес-сиональных больных; организацией профпатологической службы

4.2.3. Научить технике проведения обследования больных с профзаболеваниями.

4.2.4. Сформулировать современную классификацию профзаболеваний

4.2.5. Отработать навыки сбора профанамнеза, интерпретации санитарно - гигиенической характеристики условий труда.

4.2.6 Разобрать основные инструктивно-методические документы по проф­патологии (приказы МЗ РФ № 90, № 176) и документы, необходимые для связи заболевания с профес-сией.

4.2.7. Разобрать особенности медико - социальной экспертизы и диспансе­ризации при проф-заболеваниях

4.3. Психолого - педагогическая цель. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на знание классификации профзаболеваний, основных документов в профпа-тологии, осо­бенности курации данной группы больных, мерах профилактики профза-болеваний. Знание студентами этих положений позволит им в будущей практике своевременно заподозрить профзаболевание и направить больного к профпатологу на ранних этапах развития заболевания, когда общая трудо­способность еще может быть сохранена. Уделить внимание врачебной этике и деонтологии в профпатологии.

5. Место проведения (учебная комната, отделение Центра профпатологии, палаты) Продолжительность изучения темы: I занятие 180 минут.

6. Оснащение занятия. Копии трудовых книжек и санитарно - гигиенические характеристики больных с различными видами профзаболеваний. Таблицы по теме: классификация профессиональных заболеваний. Приказы МЗ РФ № 90, № 176, комплект тестов исходного уровня знаний студентов, тестов и ситуационных задач по теме.


4. Структура содержания темы (хронокарта)

№№

Этапы занятия         

Продолжитель-

ность   (в мин.)                           

Оснащенность

I.

Организация занятия       

2 мим.

2.

Формулировка темы и цели    

3 мин.

3.

Определение исходного уровня знаний (фрон-тальный опрос)

15 мин.

4.

Знакомство с клиникой профболезней, особен-ностями курации и обследования больных с профзаболеваниями, организацией профпа-тологической службы         

5.

Знакомство с приказами МЗ РФ № 90 и № 176 

15 мин.

6.

Перерыв               

10 мин.

7.

Курация больных          

30 мин

8.

Работа с документацией     

20 мин.

9.

Перерыв                

10 мин.

Ю.

Разбор больного          

30 мин.

II.

Заслушивание рефератов     

15 мин.

12.

Тестовый контроль и решение ситуационных задач        

15 мин.

13.

Подведение итогов и задание  на дом, объяв-ление итоговых  оценок  

5 мин.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ). Профессиональная патоло-гия - область медицинской науки, изуча­ющей болезни нарушения состояния здоровья, возникающие под влиянием неблагоприятных условий производственной среды или трудового процес­са. Профессиональные заболевания (ПЗ ) - это заболевания, в возникно­вении которых решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятных факторов производственной среды или трудового процесса. Клинические проявления большинства ПЗ не имеют строго специфи­ческих признаков, и только сведения о конкретных условиях труда забо­левшего позволяют установить этиологическую роль проффактора в раз­витии выявленной патологии. В большинстве своем ПЗ являются проявле­нием воздействия на организм человека той или иной профессионально - производственной вредности (например, диоксида кремния при сили­козе, промышленных ядов при интоксикациях). Наряду с этим встречаются заболевания, которые могут развиваться при воздействии как профес­сиональных, так и других факторов окружающей среды (например, брон­хиальная астма). Согласно действующему законодательству, в нашей стране установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) токсических веществ и предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия профессиональных вредностей, которые исключают возможность раз­вития острых или хронических ПЗ. Но некоторые ПЗ могут развиваться при воздействии факторов, ПДК которых не превышено (например, профессиональная бронхиальная астма).

Похожие материалы

Информация о работе