Проведение анализа внешней среды. Элементы внешней среды; анализ макроокружения, отрасли и непосредственного окружения; типы среды

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Внешняя среда организации $ в окружении, в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами, акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности, правительство с его налоговыми и законодательными требованиями, партнеры, по отношению к к-ым организация имеет свои обязательства, меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников, деятельность конкурентов, последствия эк. кризисов и т.п. Среда влияет на организацию и накладывает свои требования. Рук-ль должен учитывать это значительное влияние.

Анализ внешней среды предполагает 3 направления:

-  анализ макроокружения;

-  анализ отрасли;

-  анализ непосредственного окружения.

Целью внешнего анализа является разработка альтернативных стратегий.

Анализ макроокружения

1. Эк. компонент (ВВП, уровень информации, уровень б\р, банк ставки, нормы налогообложения, нормы накопления, производительность труда, средняя з/п).

2. Правовой компонент (степень правовой защиты, уровень контроля, различные санкции).

3. Политический компонент (отношение пр-ва к отраслям и регионам, изменения в законе, стабильность в пр-ве, степень общественного недовольства, обращение и доступность к деньгам).

4. Социальный компонент (качество и ур. жизни, различные верования и ценности, демографическая ситуация).

Способы наблюдения:

1)  анализ материалов в СМИ;

2)  анализ опыта деятельности организаций;

3)  изучение мнения о сотрудниках;

4)  проведение собраний, совещаний.

Анализ отрасли

1.  Реальный и потенциальный размер отрасли.

2.  Перспективы роста и стадии жизненного цикла.

3.  Степень конкуренции.

4.  Система поставок и сбыта продукции.

5.  Структура отраслевых издержек.

6.  Ключевые факторы успеха.

К среде непосредственного окружения относят ту часть внешней среды, с к-ой предприятие имеет конкретное и непосредственное взаимодействие.

В центре внимания находятся потребители, конкуренты, поставщики. В случае необходимости изучают также организацию торговли, деятельность посредников. Помимо этого объектом изучения является местоположение предприятия на рынке среди конкурентов.

Задача анализа состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке и определении конкурентных позиций предприятия на нем, от которых зависит его дальнейшее финансовое благополучие.

Анализ следует проводить от общего к частному, т.е. начиная с изучения общих соц.-эк. условий, складывающихся в отрасли, увеличивая затем степень информированности и конкретизации. Объектами изучения являются все элементы отраслевого рынка и возникающие на нем ситуации.

Основные типы внешней среды.

1)  постоянно изменяющаяся среда;

2)  враждебное окружение;

3)  разнообразное окружение;

4)  технически сложная среда.

Трудности и результаты анализа. Самыми распространенными являются трудности анализа и оценки внешней среды предприятия и сложности с поиском ресурсов для его развития, среди к-ых:

- трудности анализа и оценки внешней среды предприятия;

- трудности анализа и оценки внутренних резервов предприятия;

- сложности с формированием  эффективной структуры управления;

- нерациональное распределение функций м/д подразделениями и должностными лицами;

- трудности с созданием и поддержанием благоприятного климата в коллективе;

- нехватка времени для проработки стратегических вопросов.

Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий).

Методы реагирования на изменение внешней среды:

1)  «борьба с огнем»;

2)  расширение сфер деятельности;

3)  совершенствование организационной структуры и культуры;

4)  стратегическое планирование.

Возможности и угрозы, с к-ми сталкивается фирма, можно выделить в 7 областей:

1. Эк. факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние эк-ки влияет на цели фирмы: темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

2. Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе яв-ся указанием на важность гос. политики для организации; следовательно, гос-во должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.

3. Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

4. Технологические факторы. Анализ технологической среды может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель " фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться

Похожие материалы

Информация о работе