Кредитно-денежная и антиинфляционная политика государства. Инструменты политики. Кейнсианская теория. Статистика рынка и цен, страница 2

Во-вторых, ЦБ осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на норму минимальных обязательных резервов на счетах в ЦБ для КБ, который осуществляется законодательно. ЦБ также может осуществлять прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке. Подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые результаты лишь в долгосрочном плане.

В целом можно сказать, что влияние ЦБ значительно, но отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей ЦБ, без других комплексных мер могут не возыметь должного действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты может привести к сокращению инвестиций и объемов производства.

В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и только в перспективе - переход к косвенному рег-нию.

Тема 4. Статистика рынка и цен

Показатели характеристики рыночных процессов. Показатели конкурентоспособности товара. Анализ конъюнктуры рынка. Изучение структуры потребителей. Показатели покупательской способности и активности. Оценка структуры рынка производителей. Классификация цен и тарифов. Индекс потребительских цен.

Показатели характеристики рыночных процессов.

Рынок – система отношений субъектов ведения хоз деят-ти при купле-продаже эк благ.

Показатели: 1. V и стр-ра D и S;  2. Степень сбалансированности D и S (приближение к рын равновесию);   3. Пок-ли, связанные с пр-вом (формир-е S товаров, соотношение пр-ти и оплаты труда);   4. Пок-ли, связ с потреблением (V и состав тов массы);   5. Пок-ли, связ с распределением (часть фонда потребления в НД, S денежных доходов и тов массы).

Показатели конкурентоспособности товара.

1.индекс конкурентосп-ти: iк = П1 / П0          П1, П0 – часть тов. в общем объме пр-ва в тек и баз периодах         

2.к-т конксп-ти товара:   К = ГТ1 / ГТ2      ГТ – групповой пок-ль по соответ п/п-ю (по 1-ому и 2-ому)

ГТ = ∑diai         di = dфактич / dжелаемое  dф – фактич зн-ние параметра   dж – желаемое зн-ние парам-ра

ai – часть параметра, кот опред местом экспертных оценок

Границы К:   до 30% - низкая конксп-ть;  30 – 50% - стойкие позиции тов на рынке;   50 – 70% - пр-во на стадии роста, есть смысл наращ темпы; более 70% - контроль над рынком и наличие возм-ти беспрепят разраб-ть новые виды тов.

Анализ конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка – ситуация, которая склад-ся на рынке и хар-ся соотнош м/у D и S; зависит от ур цен и наличия запасов; очень динамична.

Анализ конъюнктуры рынка включает изучение колеб D под воздействием прир-климат условий, соц-быт, эк-ких и демографич ф-ров.

К эл-м анализа относят: 1. Динамика V пр-ва; 2. D и S отделн групп потреб-ей; 3. Товар, его сбыт, наличие товаров-комлементов и –субститутов; 4. % м/унар и импорт товаров; 5. Цены, их динамика, ур-нь, политика ценнообраз-я.

Структура потребителей изучается путем анализа диф-ции населения по дох/расх, что позволяет определ покупат сп-ть и активность населения, а также привлекат-ть страны для экспорта.

Показатели покупательской способности и активности.

Покупат сп-ть (реал дох) насел = номин срдуш дох / индекс потребит цен

Покупат активность насел = срдуш розничный товарооборот / срдеш доход

Оценка структуры рынка производителей рассматр-ся по осн виду деят-ти отдельных п/п-тий для последующей их группировки в сектора эк-ки и отрасли.

Тариф – устанавливается на различные виды услуг, на прод-ю грузовых и пассажирских перевозок, на услуги связи и услуги служб электро- и теплоэнергию. 

Классиф-я цен и тарифов:

1.По сферам товарного обслуживания: а) оптовые (по ним пр-ль реализует крупные партии); б) розничные (продажа конечному потребителю); в) закупочные (по которым гос закупает с/хоз прод-ю).

2.По формам продажи: а) договорные (любая цена, кот есть на рынке + цены по договору м/у прод и пок); б) биржевые (по кот товар продается в ходе торгов на бирже); в) аукционные (продажа на аукционе).

3.По степени регулирования: а) фиксир (фиксир-ся гос-вом); б) регулируемые (рег-ся гос-вом); в) свободные (устан пр-лем товара на основании S и D на рынке).