Сущность инфляции, Виды и измерение инфляции. Причины и механизмы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 8. Инфляция: сущность, типология, последствия.

Сущность инфляции. Виды и измерение инфляции. Причины и механизмы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.

Инфляция - это повышение общего ур. цен с течением времени. Это не означает что повышаются абсолютно все цены, даже в Т довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а некоторые даже падать. В буквальном переводе термин “инфляция” (от латинского inflatio) означает “вздутие”, т. е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, необеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Инфляция, хоть она и проявляется только в росте товарных цен, не является сугубо денежным феноменом. Инфляция - тонкое соц.-эк. явление, порождаемое дисбалансом воспроизводства в различных сферах рын. хоз-ва.

Причины инфляции: ① ЦБ проводит эмиссию денег. Его задача выпустить их ровно столько, чтобы обеспечить нормальное денежное обеспечение для товарного обращения. Если денег выпустить больше этой величины, они начнут обесцениваться. Такая ситуация обычно возникает в условиях бюджетного дефицита, когда у гос-ва расходы превышают доходы. В России, когда долгие годы ЦБ подчинялся правительству, финансируя все гос. расходы, выдавая субсидии, кредиты под пр-во, эффективность к-ых зачастую была сомнительной, списывал долги по кредитам. Все это означало безудержную денежную эмиссию. ② Одним из главных субъектов, виновных в раскручивании инфляционного процесса, является монополия. Она сокращает конкуренцию, грубо меняет масштаб цен Þ к уменьшению предложения. В нашей стране, где до сих пор действует дефицитный рынок с очень высокой долей уникальных предприятий, давление монополий на масштаб цен весьма ощутимо. ③ Также толчком для роста инфляции могут стать непомерно высокие налоги или %-ые ставки за кредит. Þ сокращается пр-во из-за своей невыгодности, что усиливает сжатие товарной массы, а также производители необоснованно поднимают цену на товары, перекладывая на товары груз налогов. ④ Внешним толчком инфляции становится рост цен на мировых рынках или несоответствие “домашних” цен и мировых, т.е. при либерализации внешней торговли цены внутреннего рынка начинают подниматься до тех пор, пока не достигнут общемирового уровня. В таком случае имеет место быть инфляция издержек, так как до тех пор, пока внутренние цены не достигнут внешних, товары будут экспортироваться Þ нехватка товаров на внутреннем рынке. ⑤ Инфляция так же может вызываться адаптивным инфляционным ожиданием или, попросту – ажиотажным спросом. Ожидая повышения цен, мы пытаемся опередить его и покупаем в запас. В итоге получается что население само способствует совершенно неоправданному росту спроса, а следовательно, росту цен.

Измерение. Наиболее общей мерой инфляции является Индекс Потребительских Цен (ИПЦ). ИПЦ представляет собой увеличение стоимости “фиксированной корзины товаров” по отношению к базовому периоду. “Корзина” товаров включает в себя наименования, необходимые среднему потребителю (продукты питания, бензин, жилье и медицинское обслуживание). Темп инфляции для какого-л года можно вычислить следующим образом:

$ так же “правило величины 70”, к-ое дает нам другую возможность

Похожие материалы

Информация о работе