Макроэкономическое равновесие: кейнсианская модель. Совокупный спрос и основные факторы, на него влияющие. Налоговая политика государства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 5. Макроэкономическое равновесие: кейнсианская модель.

Совокупный спрос и основные факторы, на него влияющие. Совокупное предложение и основные факторы, на него влияющие. Совокупное предложение в краткосрочном периоде (кейнсианская модель). Макроэкономическое равновесие в кейнсианской школе

Совокупный спрос

Совокупный спрос (АD) – это реальный объем нац. пр-ва, к-ый потребители, предприятия и правительство готовы купить при сложившемся уровне цен.

АD представляет собой S всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемых на рынке:

AD = c + i + gp + x, где   

c  –  совокупный спрос д/х;

i   –  спрос на капитальное оборудование;

gp –  спрос на товары и услуги со стороны государства;

x  –  чистый экспорт  (разность м/д экспортом и импортом).

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема нац. пр-ва захотят приобрести потребители внутри страны, предприятия, государство, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить.

Т.о., зависимость м/д уровнем цен и реальным объемом национального производства, на к-ый предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной. Кривая AD (рис.) отклоняется вниз и вправо так же, как кривая спроса на отдельный товар, но  причины такого отклонения различны.

(по Х – реальный объем производства, по Y – ур.цен)

Характер наклона кривой AD определяется, прежде всего, 3 факторами (ценовые факторы):

1. эффект % ставки

2. эффект богатства (реальных кассовых остатков; материальных ценностей)

3. эффект импортных закупок

ур. цен Þ % ставка по кредитам Þ ¯ заинтересованность фирм в кредитах Þ ¯ потреб. и инвестиционный спрос

Уменьшится и спрос на реальный объем ВНП

если в течение какого-то t происходит обесценивание денежной ед-цы (т.е. на 1 рубль сегодня можно приобрести меньше, чем вчера), то ценность денежных активов, выраженная в товарах, падает. Чем выше уровень цен, тем меньше кол-во благ население может приобрести на отложенные для покупок ср-ва® AD уменьшается

показывает влияние инфляции на выбор покупателя м\д подорожавшими отечественными товарами или импортными товарами, цены на к-ые не изменились. В такой ситуации потребитель отдает предпочтение импортным благам, а объем AD на продукты отечественного производства падает

Неценовые факторы AD:

1. Налоговая политика государства. Если налоги на доходы будут ¯, то это доход, и потребители будут иметь больше возможности для приобретения товаров и услуг, а фирмы – для приобретения инвестиционных товаров. ®, AD увеличится, кривая AD сдвинется вправо. И наоборот.

2. Ожидания потребителей и производителей. Если прогнозы фирм оптимистичны, они начинают развивать и расширять производство Þ увеличиваются доходы д\х Þ увеличивается AD на инвестиционные и потребительские товары. И наоборот.

3. Изменение гос. закупок. Если гос. закупок стимулирует AD, ¯ гос. закупок ведет к уменьшению AD.

4. Экспортно-импортные операции. Если чистый экспорт , то это значит, что товары отечественного производства пользуются спросом за рубежом, ®, AD увеличивается. Если импорт в экономике преобладает над экспортом, то это означает, что д\х переключили свои потребительский интерес на импортные товары, а значит, спрос на отечественную продукцию ¯, что способствует уменьшению AD.

Совокупное предложение

Совокупное предложение (AS) – величина реально произведенного продукта всеми производителями в эк-ке при определенном уровне цен.

Высокие уровни цен создают стимулы для пр-ва дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Низкие уровни цен вызывают сокращение пр-ва товаров. Поэтому зависимость м/д уровнем цен и объемом национальною продукта, к-ый предприятия доставляют на рынок, является прямой, или положительной.

Кривая AS пок-ет реальный объем национального производства, к-ый будет произведен при различных уровнях цен. (По Х – реальный объем производства, по Y – ур. цен). Она состоит из 3 отрезков: а) горизонтального, или кейнсианского, когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным: б) вертикального, или классического, когда национальный продукт остается постоянным на «уровне полной занятости», а уровень цен может изменяться; в) промежуточного или восходящего отрезка, когда изменяются и реальный объем национального пр-ва, и уровень цен.

Неценовые факторы AS:

1.изменение объема применяемых ресурсов - играет определяющую роль

Похожие материалы

Информация о работе