Самоосознавание. Манипуляция другими людьми. Жизненный сценарий построения отношений со значимыми объектными фигурами

Страницы работы

Фрагмент текста работы

"Самоосознавание"

Запорожье, август 1997 г.

В этой книге на материале психотерапевтических групп рассказывается о том, как человек не управляет собой и что он для этого делает.

Основное внимание уделено тому, как человек, против собственного сознательного желания, тратит свою энергию не на себя. Мы рассматриваем, ЧТО человек делает для этого: он манипулирует другими людьми – например, психотерапевтом – и собой. Следующий вопрос: КАК он это делает. Это вопрос внутренних манипуляций собственной памятью, вниманием, идентификацией; это также отражает жизненный сценарий построения отношений со значимыми объектными фигурами. Затем мы обсуждаем, ПОЧЕМУ он это делает: человек бессознательно принимает законы групповой магии, идентифицируя себя с группой, а энергию сознания тратит на отрицание этого. И, наконец, ЗАЧЕМ существует такая развитая система внешнего и внутреннего обмана: для поддержания иллюзии магического контроля и власти над бессознательными психическими процессами и над всем миром.

Tерапевт вывешивает объявление. Клиент приходит к терапевту. Они хотят друг друга. Они как бы вступают в брак: хотят прожить вместе какое-то время, и один хочет, чтобы другой что-то делал. Это – встреча, она же конфликт, идеальная основа для взаимных манипуляций. Каковы их основные цели? Вот самые очевидные из “некрасивых”:

1) переложить друг на друга ответственность за то, что происходит, и то, что может произойти;

2) заставить другого работать по максимуму;

3) защитить, оправдать, а лучше навязать своё мировоззрение;

4) реализовать свою агрессию и враждебность друг по отношению к другу и/или к значимым фигурам, которые они взаимно проецируют.

...

«Я не здесь»

– Какой секс предпочитаете?

– Групповой.

– Почему?

– Можно прохалявить.

“Оказавшись” в компании грабителей, идущих на дело, всегда ведь можно сделать вид, что тебе просто по дороге. Может быть, пример чересчур изыскан, в то время как мы все прекрасно выучились “отсутствовать”, проходя сквозь систему воспитания и образования. Я на уроке, но я весь в окне противоположного дома, – кому это не знакомо? Во время партсобрания я аккуратно держу фигу в кармане. Я не здесь, я не в нашем взаимодействии, я в стороне, в фантазии, либо меня просто нет.

Т: Сейчас что вы чувствуете?

М: Я пока, вы знаете, сторонний наблюдатель...

[[[примеч.: В книгу включены стенограммы из работы на группах как Старшего, так и Младшего Автора.  “Т” в этих записях везде означает слова Терапевта, вне зависимости от того, кто из нас вел эту группу. Реплики участников иногда обозначаются "Кл" (клиент), а иногда - для тех, о ком рассказывается подробно - по первой букве вымышленного имени.]]]

Магия такого поведения понятна: я не несу ответственность за это партсобрание. Раз меня как бы нет, то все сделалось как бы без меня.

Т: Представьтесь, пожалуйста.

Кл: А давайте вы начнете не с меня.

Т: Почему?

Кл: Я пока присмотрюсь... Мне нужно время, я не могу так сразу...

Смущение; взгляд в сторону; порывистое секретное общение со своей записной книжкой; тайная значительная печаль на лице...

«Пожалейте бедняжку!»

– Тетенька, дайте попить, а то так есть хочется, что аж переночевать негде...

Без этого – никуда. Это базовый ход пассивной позиции. Потому что если бедняжку (неумеху, сироту, дурочку и т.п.) не жалеют, то... нет, об этом страшно подумать, так не может быть. Примерами расцвечен почти любой диалог в начинающейся группе.

Т: Как вас зовут?

М: Марина. Знаете, я пришла вообще первый раз, как говорится...

Одним махом вы перекидываете другому человеку и работу, и ответственность. Первое – если он клюет – реально, второе – магически.

Т: Что вы сейчас чувствуете?

Кл: Я пока не очень вообще разбираюсь в вашей психологии

Похожие материалы

Информация о работе