Кризисы в социально-экономических системах. Особенности организации и функционирования социально-экономических систем. Типология кризисов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекции по АКУ

Лекция №1 Вводная

Антикризисное управление – это управление кризисами, кризисной ситуацией и предкризисной ситуацией. Это управление, нацеленное на то, чтобы избежать кризисов в будущем. Фактически, вся хозяйственная деятельность есть управление кризисами. Любая экономическая система (от индивидуального предпринимателя, до национальной экономики) постоянно сталкивается с задачей преодоления кризисов либо избежание кризиса.

Антикризисное управление – тип управления, в котором определенным образом поставлены предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, разработка мер по предотвращению или снижению отрицательных последствий кризиса, а также использованию его отдельных факторов для последующего развития.

Антикризисное управление – это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Цель курса – синтезирование материала предшествующих дисциплин с акцентом на динамику процесса.

Задачи курса – изучение кризисных явлений в экономических системах всех уровней, их последствий и их преодоления, изучение систем, механизмов и процессов антикризисного управления.

Лекция №2 Кризисы в социально-экономических системах

1)  Понятие кризиса. Принцип системного подхода. Закономерности функционирования и развития социально-экономических систем. Типология кризисов..

2)  Виды кризисов и их динамика

1. Понятие кризиса:

Кризис – крайнее обострение противоречий развития, вызванное несоответствием существующей модели системы и состояния ее подсистем внешней среде;

Кризис - нарастающая опасность банкроства, ликвидации организации; переломный момент в процессах изменения, рассогласование экономической, финансовой и других систем.

Кризис – такое состояние хозяйствующего субъекта, когда важнейшие показатели его деятельности близки к своему негативному максимуму.

2. Особенности организации и функционирования социально-экономических систем.

Открытые сложные (большие) динамические системы (общая теория систем, кибернетика)

Открытость – обмен веществом, энергией и информацией с внешней средой.

Динамичность – способность качественно изменять структуру (организацию) и поведение под влиянием внешних и внутренних факторов для лучшей адаптации к имеющейся или будущей ситуации.

Живой организм. Объект управления, субъект управления.

Свойства систем:

1)  Открытость

2)  Динамичность (и адаптивность)

3)  Полиструктурность

4)  Иерархичность

5)  Полисубъектность

6)  Эмерджентность (to emerge, emergency)

7)  Синергия

8)  Целеполагание

9)  Самосохранение

Внешняя среда – все объекты, не входящие в систему, не управляемые ею. Возможность воздействия. Сфера влияния, контроля. Распространение стандартов («Делай как я!»)

Две тенденции существования любой социально-экономической системы:

1.  Функционирование

2.  Развитие

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Развитие – это приобретение нового качества, улучшающего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Система организует свою структуру и функции согласно определенной модели – «генома», программы системы, описываеющей ее структуру и функции. С позиции модельного подхода, функционирование – это реализация модели. Развитие – изменение модели, ее перестройка.

Соответственно, чем сильнее изменения, тем сильнее кризис. Несвоевременность изменений, больше и радикальнее изменения, сильнее кризис.

Кризис – состояние неадекватности модели системы (рассогласования) состоянию внешней среды.

Рассогласование может произойти в результате естественного процесса роста и изменений в системе и внешней среде и в результате ошибочного или резкого изменения внутренних и внешних условий.

Причины кризиса:

1.  Объективные – связаны с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;

2.  Субъективные – отражают ошибки управления, форс-мажорные неконтролируемые процессы (катастрофы и пр.)

Опасность кризиса существует всегда, его необходимо предвидеть и прогнозировать. Накопление ошибок.

Причины кризисов:

1.  Изменение уровня научного и технологического знания. Появление нового знания.

2.  Потребности развития

3.  Природные изменения

4.  Несовершенство управления

5.  Ошибки деятельности

6.  Усложнение деятельности

7.  Полисубъектность управления и противоречие интересов

8.  Уплотнение времени

Последствия кризисов различны: обновление (разрушение) организации; оздоровление (возникновение нового кризиса); обострение (ослабление) кризиса; долгосрочные (краткосрочные) изменения; необратимые (обратимые) изменения.

3. Типология кризисов

Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности его протекания.

Кризисы:

1.  Общие и локальные (по масштабу)

Общие – охватывают всю социально-эконом. Систему.

Локальные – только ее часть

2.  Макрокризис и микрокризис (по проблематике)

Макрокризис – присущи большие объемы и масштабы проблематики

Микрокризис – захватывает только одну проблему или группу проблем

Похожие материалы

Информация о работе