Стратегическое планирование на микроуровне (фирма, предприятие). Этапы стратегического планирования. Сущность и виды стратегий предприятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Стратегический потенциал: анализ рыночной конъюнктуры, гибкость пр-ва, обновление продукции, гибкость управления, конкурентные преимущества фирмы, инвестиционные возможности.

При управленческом анализе выявляются внутренние проблемы: сущностные (нехватка финансов, кадров, инф.), социо-культурные (дезорганизация на предприятии) ситуационные (увольнение работника).

Самой обобщающей классификацией проблем является классификация, предложенная Г.Саймоном, согласно которой все проблемы подразделяются на три класса:

1) хорошо структуризованные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих в конце концов численные оценки;

2) неструктуризованные или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

3) слабоструктуризованные или смешанные проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминировать.

Сильные и слабые стороны организации

Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, как: сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на к-ую организация опирается в конкурентной борьбе и к-ую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны рук-ва, к-ое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Технологии анализа среды:

°    SWOT – анализ – выявление сильных, слабых сторон организации, возможностей и угроз.

°    СНВ – выявление стратегических ресурсов и альтернативы

°    Метод позиционирования – учитывает возможности и угрозы с т.зр. важности и влияния их на организацию

°    Метод составления профиль - среды – используются для оценки относительной значимости отдельных факторов среды

°    Метод МакКинси – анализ производственной деятельности предприятия

°    Метод Омаэ- анализ рыночных возможностей.

Трудности проведения и использования результатов.

- трудности анализа и оценки внутренней среды предприятия;

- трудности анализа и оценки внутренних резервов предприятия;

- сложности с формированием эффективной структуры управления;

- нерациональное распределение функций м/д подразделениями и должностными лицами;

- трудности с созданием и поддержанием благоприятного климата в коллективе;

- нехватка времени для проработки стратегических вопросов.

Тема 5. Анализ внешней среды

Анализ макроокружения. Анализ микроокружения. SWOT – анализ. Факторы внешней среды. Сущность и методы анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия. Цель и классификация прогнозов состояния внешней среды. Объекты и методы  качественного  прогнозирования  состояния внешней среды. Техника разработки сценариев

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:

- микросреду (деловая среда) - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Анализ внешней среды предполагает 3 направления:

-  анализ макроокружения;

-  анализ отрасли;

-  анализ непосредственного окружения.

Целью внешнего анализа является разработка альтернативных стратегий.

Анализ макроокружения

1. Эк. компонент (ВВП, уровень информации, уровень б\р, банк ставки, нормы налогообложения, нормы накопления, производительность труда, средняя з/п).

2. Правовой компонент (степень правовой защиты, уровень контроля, различные санкции).

3. Политический компонент (отношение пр-ва к отраслям и регионам, изменения в законе, стабильность в пр-ве, степень общ. недовольства, обращение и доступность к деньгам).

4. Социальный компонент (качество и ур. жизни, различные верования и ценности, демографическая ситуация

Похожие материалы

Информация о работе