Острые лейкозы у детей: Методическая разработка к практическому занятию

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Содержание работы

М 2ИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 2ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

 2КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

 2МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 2К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ:

 2"ОСТРЫЕ ЛЕЙКОЗЫ У ДЕТЕЙ"

 2(Для студентов 5 курса 0  2лечебно-профилактического факультета)

 2Гомель, 1998

.

- 1 Данная методическая разработка предназначена  для  самостоятельной работы студентов.

В ней представлены:  I.  Актуальность темы. II. Цель занятия

(умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V.  Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структура темы "Острые лейкозы у детей".  VII. Схема обследования больного.

VIII.  Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи 2  0и тестовый контроль 2. 0

 2План проведения практического занятия.

__________________________________________________________________

N п/п|        Наименование  этапов занятия             |    Время

_____|_________________________________________________|__________

1.  Обоснование актуальности изучаемой темы.            5 минут

2.  Тестовый контроль.                                 10 минут

3.  Контроль исходных знаний.                          30 минут

4.  Курация больных и самостоятельная работа студентов.60 минут

5.  Клинический разбор больных по теме занятия.        90 минут

6.  Контроль конечных знаний.                          30 минут

__________________________________________________________________

 2I. 0  2Актуальность темы

Острые лейкозы  возникают из одной мутировавшей кроветворной клетки, со временем метастазируют и могут поражать костный  мозг.

Лейкозы являются  первичными  опухолевыми  заболеваниями костного мозга, при которых опухолевые клетки, поражая костный мозг, распространяются не только по органам кроветворения, но и в центральную нервную систему, и в другие органы и системы.

Для лейкозов,  присущих только детскому возрасту, характерны такие особенности,  как преобладание исключительно острых  лейкозов, среди них лимфобластного (77,96%), высокая эффективность лечения лимфобластного лейкоза,  который дает наибольшее число долгожителей ( с продолжительностью ремиссий 5 лет и более) и случаев выздоровления.

Острый лейкоз начинается не остро,  а постепенно, и лишь его


- 2 манифестация представляется острой.

Все вышеизложенное  диктует  необходимость  каждому педиатру знать данное заболевание.

 2II. Цель занятия

Научить студентов  правильно  интерпретировать   клинические симптомы  и данные лабораторных исследований и на основании полученных данных поставить развернутый клинический диагноз.

 2Студенты должны знать:

- современную схему кроветворения;

- современную классификацию острых лейкозов;

- патогенез  клинических синдромов при острых лейкозах;

- диагностические критерии острых лейкозов;

- необходимый объем лабораторных исследований (клинических,  биохимических,  иммунологических,  цитогенетических, морфологических) при острых лейкозах;

- этапы лечения острых лейкозов;

- препараты применяемые для лечения лейкозов;

- принципы диспансерного наблюдения за детьми с острым лейкозом в условиях поликлиники.

 2Студенты должны уметь:

- методом тщательного сбора анамнеза и анализа  истории  развития ребенка  выявить факторы,  предрасполагающие к развитию острого лейкоза;

- уметь  выявлять основные клинические симптомы,  имеющие место в клинической картине острого лейкоза;

- уметь объективно оценивать состояние кроветворной системы и выявить основные симптомы поражения;

- построить план обследования (клинический,лабораторный);

- определять группу нозологий  для  проведения  дифференциального диагноза;

- интерпретировать полученные результаты обследования, устанавливать закономерную их взаимосвязь.


- 3 - выписать рецепты на основные лекарственные препараты, применяемые при лечении острого лейкоза:  винкристин,  6-меркаптопурин, рубомицин,  метотрексат,  L-аспарагиназу, лейковорин, циклофосфан, дексаметазон, цитозар, адреобластин, тиогуанин, преднизолон.

 2III. Разделы,  изученные ранее и необходимые для данного за 2нятия (базисные знания).

1. Анатомо-физиологические особенности кроветворной  системы у детей.

2. Свойства бластных клеток.

3. Патоморфологические изменения периферической крови, костного мозга при остром лимфобластном лейкозе.

4. Патофизиологические   механизмы  основных  патологичексих синдромов (гепатоспленомегалия, лимфоаденопатия, анемический, геморрагический, астеноневротический синдромы).

5. Механизмы  фармакологического действия лекарственных препаратов, используемых при лечении острого лимфобластного лейкоза.

 2Литература

1. Патофизиология.  Курс лекций/Под ред.  П.Ф.Литвицкого.  М., 1995. - 752с.

2. Струков А.И.,  Серов В.В.  Патологическая анатомия. - М.,

Медицина, 1986г. - 625с.

3. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.: Беларусь, 1994. - 446с.

4. Сушко Е.П.  Пропедевтика детских болезней. - Мн.:Вышэйшая школа, 1996. - 448с.

5. Гусель В.А.,  Маркова И.В.  Справочник педиатра по клинической фармакологии. - Л.:Медицина, 1989. - 316с.

 2IV. Рекомендуемая литература по теме занятия:

 21. Основная:

1. Детские болезни/ Под ред. Н.П.Шабалова.- Санкт-Петербург:

Сотис, 1993.- 557с.

2. Детские  болезни/  Под ред.  Л.И.Исаевой.- М.:  Медицина,


- 4 1986.- 592с.

3. Гематологические болезни у детей/ Под ред. М.П.Павловой.Мн.: Вышэйшая школа, 1996.- 440с.

4. Конспекты лекций.

 22. Дополнительная:

1. Гематология  детского  возраста  с атласом миелограмм/Под ред.  Б.Я.Резника. - Киев, 1988.

2. Павлова  М.П.  Лейкозы  у детей.  Клинико-радиологические исследования. - Мн.: Вышэйшая школа, 1981.

3. Диспансерное  наблюдение и реабилитация детей с гематологическими заболеваниями/  Методические  рекомендации.  -   Минск,

1994. - 32с.

 2V. Вопросы для самоподготовки.

 2а) по базисным знаниям:

1. Какие  нормативы "белой" и "красной" крови у детей различного возраста?

2. Перечислите синдромы, характерные для больных лейкозом.

3. Какой нормальный состав миелограммы?

4. Перечислите этиологические факторы,  способствующие возникновению лейкозов у детей.

5. Какие главные патогенетические механизмы в развитии лейкоза?

6. Какие варианты острых лейкозов наиболее часто  встречаются  у детей?

7. Перечислите характерные изменения  в  составе  переферической крови и миелограмме при лейкозах.

8. Перечислите протоколы лечения острого лимфобластного  лейкоза у детей.

9. Как проводят профилактику нейролейкоза?

 2б) по данной теме:

1. Этиопатогенез лейкозов.

2. Классификация лейкозов.

3. Клинические синдромы при лейкозах у детей.

4. Диагностика лейкозов. Интерпретация миелограммы.

5. Принципы лечения и диспансеризация больных лейкозами.


- 5  2Темы УИРС:

1. Осложнения цитостатических препаратов в педиатрии.

2. Миелодиспластический синдром.

3. Лимфогранулематоз.

4. Гистиоцитозы.

5. Лейкемоидные реакции.

 2Дидактические средства для организации

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
94 Kb
Скачали:
0