Предмет,объект, задачи и основные подходы психологической диагностике. Место психодиагностики в системе психологического знания

Страницы работы

41 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Лекция № 1 Предмет,объект, задачи и основные  подходы психологической диагностике.

План

1.  Понятие психодиагностики

2.  Место психодиагностики в системе психологического знания

3.  Психодиагностика как теоретическая наука

4.  Психодиагностика как практическая деятельность

Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а так же для выявления различий между группами людей, объедененных по какому-либо признаку.

Предмет психодиагностики- индивидуальные особенности проявления тех или иных психических состояний.

Психодиагностика понимается двояко:

  1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;
  2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

В современной психологической литературе можно встретить различные значения термина «психодиагностика» а именно:

§  Обследование человека с целью определения уровня развития и индивидуально-психологических особенностей его психики.

§  Изучение поведенческих особенностей и ответов как данных для заключения о наличии или отсутствии личностных расстройств.

§  Теория и практика постановки психологического диагноза, связанные с  выявлением скрытой причины обнаружившегося неблагополучия.

§  Учение о методах классификации и ранжировании людей по психологическим и психофизиологическим признакам.

Место психодиагностики в системе психологического знания.

При определении места психодиагностики как науки в системе психологического знания целесообразно исходить из деления научной психологии на

§  Фундаментальную (изучает общие закономерности функционирования и развития психики)

§  Прикладную (изучает специфические закономерности психической деятельности в конкретных условиях)

§  Практическую (решает на научной основе  задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей) она отличается наличием прямого контакта с реальтным объектом практической деятельности.

Т.О. психодиагностика как практика является одним из видов деятельности практического психолога, а как научная дисциплина разделом практической психологии.

ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

Сдержит в себе 3 компонента: теоретический   - разрабатывает правила вынесения дагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного психического состояния к констатации наличия и выраженности его.

Выделяемая в пси-ке переменная имеет  теоретическое обоснование. С одной стороны пси-ка является воплощением понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но способ проверки истинности теоретико-психологических построений .- психология соответсвующей предметной области составляет одну из частей пси-ки.

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности

Другая составляющая психодиагностики  психометрика- наукообосновывающая и разрабатывающая диагностические методы.

Третья составляющая- практические сферы применения псих. Знания, выдвигает психодиагностические задачи и обосновывают

Похожие материалы

Информация о работе