Стресс. Способы и формы управления стрессом. Причины и признаки стрессовых состояний. Способы борьбы со стрессом

Страницы работы

Фрагмент текста работы

некоторые из методов ведущих психологических школ и направлений: восточные и христианские практики саморегуляции; психоанализ З.Фрейда, А. Адлера и К. Юнга;

психосоматическая медицина З.Фрейда, Ф. Данбара и Ф. Александера;

гуманистическая психология А. Маслоу и Э. Фромма;

концепция отношений личности В. Мясищева;

телесно-ориентированная терапия В. Райха и А. Лоуэна;

когнитивная терапия А. Бека и А. Эллиса;

рациональная терапия П. Дюбуа;

позитивная терапия Н, Пезешкиана;

поведенческая терапия Б. Скиннера;

гештальттерапия Ф. Перлза;

психосинтез Р. Ассоджиоли;

биосинтез Д, Боаделла;

экзистенциальная психология Р. Мэя и И. Ялома; терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно; терапия материнской любовью Б.З. Драпкина; мультимодальный подход в консультировании А, Лазаруса,

Ясно, что содержание психотерапии может быть различным, однако общая стратегия поведения психотерапевтических мероприятий остается неизменной. Она базируется на системном понимании психики, возникновения и развития стрессовых состояний. Суть системного понимания психики состоит в том. что все психические проявления - психические свойства и психические процессы - как элементы единой функциональной системы объединены друг с другом прямыми и обратными связями. У здорового человека психика функционирует как система с отрицательной обратной связью, т,е, ее активность снижается после достижения необходимого результата, Однако если у человека, по каким бы то ни было причинам, любой из элементов системы психики начинает работать неадекватно, то это приведет к неадекватной работе других элементов системы и, естественно, системы в целом. Неадекватные мотивы, приводят к формированию неадекватного образа «потребного бедующего», который дезориентирует деятельность, которая, в свою очередь, не снижает побудительных причин, а скорее создает новые неадекватные мотивы, формирует новый неадекватный образ и т.д. У человека который не в состоянии справится со стрессовой нагрузкой отдельные элементы психики функционируют неадекватно, а психика в целом функционирует как система с положительной обратной связью, т,е, достижение результата расценивается как неудовлетворительное, и активность психики не снижается, а в некоторых случаях даже возрастает. [4 с.13]

Исходя из системной концепции психики, стратегия психотерапии включает в себя три основных компонента, соответствующие основным элементам психики. Ясно, что указанные психотерапевтические мероприятия должны проводится в комплексе - одновременно воздействии на все элементы психики как функциональной системы:

-  первый элемент - побудительные причины - потребности и мотивы, направленные на формирование образа «потребного будущего»;

-  второй элемент - образ «потребного будущего», необходимый для целенаправленной деятельности;

-  третий элемент - деятельность, направленная на «устранение» побудительных причин, удовлетворение потребностей и мотивов, активизировавших психику.

Психотерапия, направленная только на один элемент, включенный в функциональную систему, в конце концов, оказывается не эффективной.

Одним из самых распространенных и старых методов не потерявших свою актуальность и в наши ДНЯ является беседа. Беседа может рассматриваться как полностью самостоятельный метод и как вспомогательный метод в других формах психотерапии. Именно с беседы начинается работа любого психолога, виртуозное владение данным методом, позволяет психологу выяснить у клиента особенности возникновения его проблем, узнать убеждения клиента относительно причин его проблем, об особенностях протекания и развития проблем в динамике. Уже в предварительной беседе можно сделать выводы об успешности решения проблем у данного клиента, выстроить гипотезы, стратегию и методики которые будут эффективны при работе. [5 с.98]

Основная методическая сложность психотерапевтической беседы состоит в том, что при убеждении человека необходимо опираться на его субъективные установки, в которые человек просто верит без всякого доказательства. Это чрезвычайно важный вопрос, который необходимо рассмотреть более подробно.

У каждого человека есть своя субъективная система аксиом, жизненных положений, ценностей, установок в которые человек верит без каких-либо дополнительных доказательств. Ключевым понятием здесь является понятие веры. Кто-то верит в бога, кто-то ветер в то, что за деньги можно купить все, даже здоровье, кто-то верит в то, что в любой ситуации его выручат родственники или знакомые. Несомненно, раскрыть эту систему индивидуальных установок чрезвычайно сложно. У любого человека действует психологический защитный механизм, препятствующий деиндивидуализации человека. Каждый человек обладает значительной самоценностью и не в коей мере эту ценность снижать не собирается. Поэтому индивидуальные установки и ценности, тщательно охраняются, а в большинстве случаев к тому же не достаточно осознаются. Поэтому даже тогда, когда у человека появляется желание рассказать психотерапевту о своих индивидуальных жизненных установках с полной откровенностью, он, как правило не всегда может это сделать, потому что сам не вполне осознает эти установки. Задача психотерапевта состоит в том, что бы максимально быстро понять установки клиента и, опираясь на них, убедить человека в их неадекватности.

В первую очередь психотерапевт должен решить рациональный или суггестивный метод будет использован. Рациональная психотерапия - это такая психотерапия, когда сам клиент

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
146 Kb
Скачали:
0