Огнестрельные раны и раневая инфекция: Учебно-методическая разработка для преподавателей, страница 2

7. Для освоения практических навыков отведите все оставшееся время (если занятие проводится в первую смену) или начинайте заня­тие с этого раздела (если занятия во вторую смену).

Целесообразно из студентов группы сформировать 3-5 "малых" групп и направить их в разные функциональные подразделения отде­лений: перевязочную, гипсовую, процедурную (для определения груп­пы крови, заправления систем, венепункции, переливание крови и кровезаменителей и т.д.), операционную, приемный покой.

Студенты под руководством преподавателя делают перевязки, накладывают гипсовые повязки больным в приемном покое, перевязоч­ных и палатах. Производят курацию и разбор больных с огнестрель­ными ранами, открытыми и закрытыми переломами. Каждый больной рас­сматривается с точки зрения времени, места и характера хирургичес­кого лечения применительно к этапам медицинской эвакуации.

Студенты должны работать самостоятельно, а преподаватель время от времени контролирует работу каждой "малой" группы, кор­ригирует их научение.

8. При подведении итогов занятия сообщите оценку каждому студенту, которая состоит из суммы оценок за: - решение заданий исходного уровня;

- решение ситуационных задач;

- освоение практических навыков;

- сдачу дежурства;

- активность участия во всех видах работ во время занятия.

Особое внимание обратите на допущенные ошибки.

9. Домашнее задание дайте в форме развернутого плана с ука­занием страницы в сборнике, рекомендуйте конкретную дополнитель­ную литературу.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ:

1 . Назовите современные виды ранящих снарядов.

2. Приведите общую классификацию огнестрельных ранений.

3. Что такое раневая баллистика, девиация раневого канала, временная пульси­рующая полость?

4. Назовите зоны огнестрельной раны.

5. В чем суть теории прямого и бокового ударов ранящего снаряда?

6. В чем основное отличие входного и выходного отверстий огнестрельной раны,  а также ран, нанесенных низкоскоростным и высокоскоростным ранящими снарядами?

7. Назовите характерные особенности минно-взрывных ранений.

8. В чем особенности ран, нанесенных шариковыми и стреловидными элемента­ми?

9. Назовите показания и противопоказания к ПХО ран.

10. Дайте понятие о хирургической инфекции огнестрельной раны.

11. Приведите основные факторы, способствующие развитию раневой инфекции.

12. В чем отличие микробного загрязнения раны и раневой инфекция?

13. Изложите патогенез раневого процесса гнойной раны.

14. Какие Вы знаете клинические критерии диагностики различных фаз течения гнойного раневого процесса?

15. Приведите классификацию гнойной раневой инфекции.

16. Дайте определение различных форм местной гнойной инфекции.

17. Приведите клиническую характеристику токсико-резорбтивной лихорадки.

18. Что такое сепсис? Дайте определение.

19.Что общего между гнойно-резорбтивной лихорадкой и сепсисом? В чем их отличие?

20.Укажите методы профилактики раневой инфекции на этапах медицинской эвакуации.

21.Изложите принципы местного и общего лечения гнойной неспецифической инфекции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Дайте определение повторной и вторичной ХО ран.

2 .Укажите название хирургической операции, которая производится в течение 1

суток с момента ранения; - 2 суток; - после 48 часов.

3.Какие Вы знаете этапы хирургической обработки раны?

4.Дайте определение первичному, отсроченному первичному и вторичному

(раннему и позднему) швам.

5.Перечислите условия наложения первичных швов.

6.Укажите, при каких условиях и в какие сроки можно накладывать вторичные швы?

7.Назовите ошибки при выполнении ПХО раны.

8.Укажите объем помощи при ранениях на этапах медицинской эвакуации

9.Охарактеризуйте возбудителей и клинические проявления гнилостной инфек­ции.

10.Какими микробами вызывается анаэробная инфекция? Дайте их характеристи­ку.

11.Назовите факторы, способствующие развитию анаэробной инфекции.

12.Изложите клиническую классификацию анаэробной инфекции.

13Перечислите ранние клинические симптомы развития анаэробной инфекции.

14.В чем заключается специфическая профилактика и лечение анаэробной инфек­ции?

15.Каковы организационные и хирургические принципы лечения анаэробной ин­фекции?

16.Изложите патогенез столбняка.

17.Назовите ранние симптомы столбняка.

18.Приведите клиническую классификацию столбняка.

19.Как проводится экстренная и плановая профилактика столбняка.

20.Изложите принципы лечения столбняка.

ОТВЕТЫ К ВОПРОСАМ:

Ответы к вопросам изложены в материалах для контроля за усвоением тем (см. методическую разработку для студентов).

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Основные материалы по теме:

Методическое пособие кафедры травматологии и ортопедии

Вспомогательные материалы по теме:

а) к практическому занятию преподаватели подберут тематических больных для учебной курации;

б) для углубления знаний по рентгенодиагностике каждомуиз Вас будут пред­ложены рентгенограммы больных с изучаемой патологией;

в) учебный материал будет проиллюстрирован таблицами, схемами и слайдами.

7. ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная)

1. Военно-полевая хирургия. (Курс лекций) Киричек С. И.

2. Военно-полевая хирургия (под ред. Лисицина К.М., Шапошникова Ю.Г.), М., 1982.

3. Военно-полевая хирургия (под ред. Трубникова Н.Ф.), Харьков, 1990.