Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Раздел 4

Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов

Федеральная служба по надзору в сфере  природопользования  (Росприроднадзор)

Деятельность Росприроднадзора по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды направлена на сокращение масштабов неуправляемого вовлечения природных ресурсов в экономический оборот, стимулирует их рациональное использование, ресурсосбережение, обеспечивает соблюдение требований по охране окружающей среды и ее компонентов в ходе их использования в интересах будущих поколений, нацелена на улучшение экологической ситуации в стране. Контрольно-надзорная деятельность Росприроднадзора и его территориальных органов в 2009 г. была ориентирована на достижение целей, определенных “Планом действия Правительства Российской Федерации до 2012 года” и “Стратегией социально-экономического развития до 2020 года”.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 53 “Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)” (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 285) данный вид государственного контроля состоит из 12 видов государственного контроля (геологический, водный, земельный, контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, контроль и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, контроль за охраной атмосферного воздуха, за деятельностью в области обращения с отходами, лесной контроль на ООПТ, контроль в области охраны озера Байкал, а также контроль во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Российской Федерации). В соответствии с данным нормативным правовым документом государственные инспектора Росприроднадзора имеют право проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов, требований, норм и правил в области охраны окружающей среды, а также проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды.

При проведении государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды государственные инспектора Росприроднадзора применяют статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), содержащиеся преимущественно в главе 8 КоАП РФ “Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования”, частично в главе 7 КоАП РФ “Административные правонарушения в области охраны собственности”, а также применяют иные статьи, регламентированные КоАП РФ в установленной сфере деятельности Росприроднадзора.

В 2009 г. правоприменительная деятельность осуществлялась госинспекторами Росприроднадзора по 55 статьям КоАП РФ, относящимся к компетенции Службы; госинспекторами возбуждено 27 150 дел об административных правонарушениях, что на 49% больше, чем в 2008 г. Колебания значений данного показателя (в 2005 г. в сравнении с 2004 г. на 4% и в 2007 г. в сравнении с 2006 г. на 33%) были связаны прежде всего с передачей части полномочий Службы органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти и, соответственно, с последующими процессами реорганизации системы. В 2009 г. наиболее часто применялась следующие статьи КоАП РФ: 7.3 “Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)”, 8.2 “Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами” и 8.21 “Нарушение правил охраны атмосферного воздуха”.

Несмотря на то, что полномочия по охране атмосферного воздуха и в области обращения с отходами переданы Росприроднадзору только в мае 2008 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 “О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации”), преобладание выявленных нарушений в данных областях весьма существенно начиная с 2008 г. Подобная ситуация характерна для территориальных органов Росприроднадзора по всем федеральным округам, за исключением двух: в Южном федеральном округе наибольшее число административных дел возбуждено территориальными органами Росприроднадзора по ст. 8.1 “Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов”, в Уральском – по ст. 8.2 “Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами”.

В 2009 г. наибольшее число дел об административных правонарушениях отмечено в Центральном  (6135 ед.), Южном (5578 ед.) и Приволжском (4572 ед.) федеральных округах, наименьшее в Уральском (1876 ед.) и Дальневосточном (2854 ед.). Аналогичная ситуация по количеству возбужденных дел об административных правонарушениях в целом характерна и для прошлых лет (2004–2008 гг.). За отчетный период к административной ответственности за нарушение экологического законодательства привлечено 16 544 должностных лица, 12 156 юридических лиц и 1706 граждан. Общее число привлеченных к административной ответственности в сравнении с 2008 г. существенно возросло и составило 30 406 (2007 г. – 7 461, 2006 г. – 26 452 , 2005 г. – 10 810 , 2004 г. – 6990).

В связи с разграничением в 2007 г. полномочий в области водных отношений, изменениями полномочий Росприроднадзора и частичной заменой федерального государственного лесного контроля на надзор за осуществлением регионального лесного контроля органами государственной власти субъектов Российской Федерации (согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ) наблюдалось снижение в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 34% числа лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушения экологического законодательства. В 2008 г., когда федеральный экологический контроль был в полном объеме передан Службе, этот показатель по сравнению с предыдущим годом  возрос на 13%, а в 2009 г. – на 54%. На фоне ежегодного увеличения числа лиц, привлеченных к административной ответственности госинспекторами Росприроднадзора, большинство составляют должностные лица.

В 2009 г. наибольшее число лиц привлечено к административной ответственности в Южном (6940 чел.), Центральном (6548 чел.) и  Приволжском (5560 чел.) федеральных округах, наименьшее – в Уральском (2082 чел.) и Дальневосточном (2756 чел.). Сравнительно низкие значения числа возбужденных дел, суммы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
291 Kb
Скачали:
0