Организация электроремонтной службы на предприятии. Оформление документов на ремонт. Участок обмотки машин постоянного тока, страница 7

Технология ремонта машин переменного и постоянного тока

Текущий ремонт

  • проверка надежности крепления и подтяжка всего крепежа электрической машины, проверка исправности заземления, равномерности воздушного зазора между статором и ротором, исправности работы вентиляции и охлаждения, правильности подбора плавких вставок;
  • очистка электрической машины от пыли, масла и грязи без ее разборки;
  • зачистка контактных колец или коллектора;
  • регулировка щеточных механизмов и замена щеток;
  • регулировка и крепление траверс;
  • восстановление изоляции перемычек и выводных концов;
  • смена или добавление при необходимости смазки в подшипники;
  • проверка плотности посадки и состояния полумуфты на валу электрической машины;
  • измерение сопротивления изоляции обмоток мегомметром.

Примечание: Проверка равномерности воздушного зазора между статором и ротором при текущем ремонте производится только в том случае, если это допускает исполнение машины.

Средний ремонт

Выполняются все операции текущего ремонта, и, кроме того, производится:

  • полная разборка электрической машины с устранением поврежденных мест обмотки без ее замены;
  • промывка узлов и деталей;
  • замена неисправных пазовых клиньев и изоляционных втулок;
  • мойка, протирка и сушка обмоток;
  • пропитка обмоток;
  • покрытие обмоток эмалями;
  • проверка исправности и крепления вентилятора;
  • проточка шеек вала после наплавки и ремонт беличьей клетки (в случае необходимости);
  • проверка и выверка зазоров;
  • смена фланцевых прокладок;
  • при необходимости заварка и проточка заточек щитов электрической машины;
  • проточка и шлифовка контактных колец;
  • ремонт и регулировка щеточных механизмов;
  • проточка коллектора и его обработка;
  • промывка подшипников качения и закладка в них смазки;
  • промывка подшипников скольжения и при необходимости перезаливка вкладышей подшипников или их шабровка;
  • частичная пропайка "петушков";
  • испытание изоляции обмоток повышенным напряжением;
  • балансировка ротора (якоря);
  • сборка электрической машины и испытание в соответствии с ГОСТ.

Капитальный ремонт

Выполняются все операции текущего и среднего ремонта и, кроме того, производится:

  • полная или частичная замена обмоток или их ремонт с последующей не менее чем 2-кратной пропиткой;
  • правка, проточка шеек или замена вала ротора;
  • ремонт или изготовление подшипниковых щитов и фланцев;
  • переборка контактных колец или коллектора;
  • полная пропайка "петушков";
  • замена вентилятора и крепежных деталей;
  • проверка крепления активного железа на валу и в статоре и его ремонт (при необходимости);
  • чистка, сборка, окраска электрической машины и испытание в соответствии с ГОСТ для новых машин.

Конструктивные особенности электрических машин (трансформаторов, машин постоянного тока, асинхронных и синхронных машин)

Динамический дисбаланс

Динамический дисбаланс проявляется только при вращении подшипников. При статической балансировке не удается выявить динамический дисбаланс.

Станок для динамической балансировки имеет опоры, перемещающиеся при динамическом дисбалансе, что дает возможность выявить место и величину груза, который необходимо прикрепить к ротору или якорю для устранения динамического дисбаланса.

При вращении подшипников возникает пара сил, создающих динамический дисбаланс. Вследствие этого опоры (подвижные) стремятся повернуть ротор, а датчики фиксируют смещение. С помощью этих датчиков определяется величина и место груза, который нужно прикрепить к машине. Для этого на машинах имеются пазы.

Реакция якоря

При работе машины из-за вращения якоря происходит искажение электромагнитного поля, так называемая реакция якоря (Рис.6.).

Вследствие этого машина начинает искрить, причем, чем больше нагрузка, тем сильнее машина искрит.