Диффузные заболевания соединительной ткани, дифференциальная диагностика (системная красная волчанка, ювенильный ревматоидный артрит, узелковый периартериит, дерматомиозит, склеродермия)

Страницы работы

Содержание работы

 2МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 2ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

 2Кафедра педиатрии

 2Утверждено на заседании кафедры

 2протокол N ___ от "___"________ 2001г.

 2И.о.зав.кафедрой: доцент 0  2Козловский А.А.

 2Т Е М А: 0  2"ДИФФУЗНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ, ДИФФЕРЕН 0 2ЦИАЛЬНАЯ  0  2ДИАГНОСТИКА  (СИСТЕМНАЯ  КРАСНАЯ  0  2ВОЛЧАНКА,

 2ЮВЕНИЛЬНЫЙ  0  2РЕВМАТОИДНЫЙ  0  2АРТРИТ, УЗЕЛКОВЫЙ ПЕРИАРТЕ 0 2РИИТ, 0  2ДЕРМАТОМИОЗИТ, СКЛЕРОДЕРМИЯ)"

 2Учебно-методическая разработка для преподавателей

 2Автор: доцент Бандажевская Г.С.

 2Гомель, 2001г.

.

- 2 Данная методическая разработка предназначена для работы преподавателей.

В ней представлены: I. Научно-методическое обоснование темы.

II. Цель занятия.  III.  Задачи (знать, уметь, практические навыки). IV.  План проведения практического занятия. V. Методика проведения.  VI. Методика обеспечения занятия. VII. Литература.

 2I. Научно-методическое обоснование темы.

В группу системных заболеваний соединительной ткани включены ряд нозологических форм, характеризующихся системным типом воспаления  различных  органов в основе развития которых лежат аутоиммунные и иммунокомплексные реакции.

Практическим обоснованием для объединения  этих  болезней  в группу ДБСТ  являются  схожесть отдельных клинических проявлений, особенно в ранней стадии болезни,  которые характеризуются (лихорадкой, полиартритами,  полисеразитами и различными висцеральными поражениями). Общие  лабораторные  показатели восспалительной активности,  общие групповые и характерные для каждой болезни иммунологические маркеры и, наконец, близкие принципы противовоспалительного и иммуносупрессивного лечения все это вместе диктует необходимость  каждому  педиатру  знать  данные заболевания и уметь правильно провести дифференциальную диагностику.

 2II. Цель занятия

Научить студентов  правильно  интерпретировать   клинические симптомы и  данные лабораторных исследований,  на основании полученных результатов поставить развернутый  клинический  диагноз  и назначить адекватное лечение больному с ДБСТ.

 2III.  Задачи.

 2Студенты должны знать:

- этиология,  патогенез развития заболеваний  соединительной ткани;

- клинические проявления,  ювенильный ревматоидного артрита, дерматомиозита,  узелкового периартериита, системной красной волчанки;

- механизм действия глюкокортикоидов, побочные явления, сопроводительная терапия.


- 3  2Студенты должны уметь:

- тщательно собрать анамнез;

- уметь выявить в анамнезе факторы, которые имеют значение в формировании ДБСТ;

- уметь проводить дифференциальную  диагностику  клинических синдромов  при  различных  видах  поражений соединительной ткани;

- правильно интерпретировать каждый клиничексий синдром;

- уметь объяснить и оценить общие и биохимические показатели крови.

 2IV. План проведения практического занятия.

-----T-------------------------------------------------T--------N п/п¦        Наименование  этапов занятия             ¦    Время

-----+-------------------------------------------------+--------1.  Обоснование актуальности изучаемой темы.            5 минут

2.  Тестовый контроль.                                 10 минут

3.  Контроль исходных знаний.                          30 минут

4.  Курация больных и самостоятельная работа студентов.60 минут

5.  Клинический разбор больных по теме занятия.        90 минут

6.  Контроль конечных знаний.                          30 минут

---------------------------------------------------------------- 2Вопросы по данной теме.

1. Современные  представления  об  энтиопатогенезе системных заболеваний соединительной ткани.

2. Ювенильный ревматоидный артрит. Классификация, диагностические критерии ювенильного ревматоидного артрита. Современные принципы лечения.

3. Системная красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит у детей. Дифференциально диагностические критерии. Лечение.

4. Методика  применения и осложнения кортикостероидной терапии.


- 4  2V. Методика проведения занятий.

 _ 2а) Контроль уровня исходных знаний.

1. Назовите иммунологические реакции, которые лежат в основе патогенеза системной красной волчанки и ревмотоидного артрита.

2. Что такое L-клетки,  АНА  (антинуклеарные  антитела),  РФ

(ревматоидный фактор).

3. Причины и механизмы формирования иммунокомплексного  процесса при СКВ.

4. Патоморфологические изменения в почках при СКВ.

5. Назовите состав нормальной синовиальной жидкости.

6. Какие морфологические изменения в  коже  наблюдаются  при склеродермии и узелковом периартереите.

 _ 2б) Контроль уровня конечных знаний.

 2ЗАДАЧА N 1.

Зоя Д.,  5 лет, поступила с жалобами на боли в коленных, лучезапястных, голенаступных, челюстно-височных сочленениях в покое и при движениях, отечность суставов и ограничение движений в них, повышение температуры до высоких цифр в утренние часы.

Из анамнеза известно, что проведение прививки АКДС сопровождалось умеренной температурной реакцией.

На 1-м  году  отмечали экссудативно-катаральный диатез,  с 2

лет - часто острые респираторные заболевания,  периодически - ангины.

Мать ребенка больна ревматизмом с детства.

Девочка заболела  остро,  через  2 недели после перенесенной фолликулярной ангины:  повысилась температура до  39 5о 0,  появились боли и отечность коленных суставов, появились боли при открывании рта в челюстно-височных сочленениях.  После курса лечения салицилатами наступило  небольшое улучшение,  но суставной синдром продолжал сохраняться.  Улучшение было кратковременным. Спустя месяц поступила в стационар.

В статусе:  бледность кожных покровов, значительное снижение подкожно-жировой клетчатки.  Увеличение всех групп периферических лимфоузлов до размеров крупной фасоли,  подмышечные -  до  сливы.

Узлы мягко-эластической консисценции.

Выражена отечность  голеностопных,  лучезапястных  суставов.


- 5 Коленные суставы шаровидной формы, надколенники баллотируют. Кожная температура над суставами  повышена.  Движения  в  пораженных суставах болезненны, ограничены. Атрофия прилежащих мышц.

Сердце - границы не расширены. Тахикардия - 110-120 в 1 мин.

Нежный систолический шум на верхушке.

Печень выступает из-под реберной дуги на 6 см,  селезенка на

2 см.

 2Вопросы.

1. Сформулируйте предположительный диагноз.

2. Какие клинические признаки являются опорными в постановке диагноза?

3. Какие лабораторные исследования необходимы для  подтверждения диагноза?

4. Какие результаты можно ожидать в намеченных исследованиях?

 2ЗАДАЧА N 2.

У ребенка с достоверным диагнозом системной красной волчанки отмечается выраженная  активность патологического процесса в виде артрита, полисерозита,  нефрита, который протекает с отеками, артериальной гипертонией (180/110 мм рт. ст.). Заболевание началось

2 месяца тому назад.

 2Вопросы.

1. Правильно и полно сформулируйте диагноз.

2. Укажите  необходимые средства и дозы патогенетической терапии у данного больного.

3. Перечислите возможные осложнения от их применения.

4. Укажите возможные меры и средства коррекции этих осложнений.

 2Вопросы для тестового контроля.

1. Основной механизм действия глюкокотикоидов  состоит в:

1. Взаимодействии с внутриклеточными рецепторами в клетках-мишенях

2. Обеспечении распада гликогена в печени

3. Подавлении воспалительной реакции, связанной с нипер-


- 6 чувствительностью

2. Образование антител в организме угнетается при:

1. Дифиците Т-киллеров

2. Дифиците Т-супрессоров

3. Дифиците Т-хелперов

4. В-иммунодефицитах

3. Какие виды защиты обеспечивает Т-система иммунитета?

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
64 Kb
Скачали:
0