Развитие партнерства семьи и ДОУ. Исследования потребностей родителей и попечителей как граждан. Спектр возможностей образовательного пространства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Развитие партнерства семьи и ДОУ

Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования, институтами попечительства и родительской общественностью.

Общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, формулирует социальный заказ образованию и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство ДОУ, родителей, попечителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.

Роль родителей, общественности в управлении ДОУ закреплена Законом РФ «Об образовании», где говорится:

«…формами самоуправления образовательного учреждения являются попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы…» (извлечение из ст.35).

«Родители (законные представители) несовершеннолетних детей… имеют право принимать участие в управлении образовательным учреждением» (извлечение из ст.52).

«Родители (законные представители) воспитанников образовательного учреждения несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования».

В ноябре 2004 г. в г. Красноярске проходила родительская конференция «Партнерство школы и родителей», где поднимались вопросы модернизации образования, перспектива развития партнерских отношений образовательных учреждений, социума и родительской общественности как условия благополучия, социального согласия. Согласно федеральной программе модернизации системы образования, одним из приоритетных направлений является расширение участия общества в управлении образованием через создание различных форм самоорганизации населения и поддержку образования.

В резолюции конференции педагогическим коллективам образовательных учреждений предлагалось:

-  организовать исследования потребностей родителей и попечителей как граждан, заинтересованных в поддержке образования; привлекать их  к обсуждению приоритетных направлений развития образовательных учреждений;

-  предъявить родителям и попечительским сообществам спектр возможностей образовательного пространства как предмет партнерских отношений;

-  оптимизировать традиционные формы взаимодействия (родительские собрания, конференции), создавать новые места для обсуждения и выработки возможных перспектив развития образования.

Родителям, родительским и попечительским сообществам предлагалось:

-  принимать деловое участие в жизнедеятельности коллективов ДОУ по вопросам, касающимся проблемных зон и перспектив развития образовательного учреждения как месте социализации ребенка:

-  взаимодействовать с дошкольным образовательным учреждением по оформлению социального заказа на воспитание и образование, инициировать перспективные формы и содержание деятельности родительских и попечительских сообществ.

В соответствие с этим перед педагогическим коллективом ДОУ встала задача расширения единого пространства развития и воспитания ребенка. На данном этапе взаимодействия педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения с социумом состоит из нескольких аспектов и включает в себя:

·  работу с государственными структурами и органами местного самоуправления:

·  взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;

·  взаимодействие с общественными организациями;

·  интеграцию общественного и семейного воспитания со следующими категориями родителей: с семьями воспитанников ДОУ; с родителями детей, которые посещают адаптационную группу кратковременного пребывания; с семьями социума, имеющих детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения;

·   с будущими родителями.

Основными направлениями этого взаимодействия являются:

-  изучение потребности родителей на образовательные услуги для определения перспектив развития учреждения, содержания и форм организации. С этой целью проводятся анкетирование, социологические исследования, опросы:

-  просвещение родителей с целью повышениям правовой и педагогической культуры.

Анализ запросов позволил выявить потребность в создании групп кратковременного пребывания. С октября 2004 г. в ДОУ открыта и успешно функционирует адаптационная группа, которую посещают дети раннего возраста с 1 г. до 3 л. вместе с мамами.

Выявление взаимосвязи между социальным статусом и образовательными потребностями семей позволило нашему дошкольному учреждению варьировать, расширять спектр образовательных и оздоровительных услуг. В ДОУ работает изостудия, кружок «Умелые ручки»; спортивные секции: акробатики и танцевально-игровой гимнастики Са-фи-дансе, оздоровительный комплекс «Школа здоровья», ЛФК.

Приоритетным направлением работы дошкольного учреждения в период

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
34 Kb
Скачали:
0