Стили семейного воспитания. Тактика семейного воспитания. Авторитарный, либеральный, демократический стили семейного воспитания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция 4

Тема: Стили семейного воспитания. Тактика семейного воспитания.

Стиль (от гр. Stylos – палочка для письма) – приемы, способы, методы  какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию – это типичная стратегия поведения.

В связи с этим интересна работа американского психоаналитика, социолога и историка Ллойда Демоза, директора института психоистории. Он создал концепцию стилей воспитания и форм взаимодействия между родителями и детьми, связывая их с историческими периодами человечества.  Л. Демоз полагает, что эволюция взаимоотношений между родителями и детьми составляет независимый источник исторических изменений. В соответствии со своими идеями он подразделяет историю детства на 6 периодов, каждому из которых соответствует свой стиль воспитания, характер взаимоотношения между родителями и детьми.

1.  Инфантицидный стиль (с древности и до IV в. н.э.). Характеризуется массовым детоубийством (Инфантицид – убийство новорожденных младенцев), а те дети, которые выживали, становились жертвами насилия.

2.  Бросающий стиль (IV-ХIII вв.). Как только признается наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенка под разными предлогами пытаются сбыть с рук. Его отдают кормилице либо пристраивают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетенным в собственном доме. Преобладало следующее отношение к личности ребенка: он полон зла, его надо постоянно бить.

3.  Амбивалентный стиль (ХIV- ХVII вв.) Ребенку было позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей, однако по – прежнему их задачей «отлить» его в «форму», «выковать». У философов от Доминичи до Локка самой популярной метафорой было сравнение детей с мягким воском, гипсом, глиной, которым надо придать форму. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют «выколачивают» своеволие как злое начало.

4.  Навязчивый стиль (ХVIII в.) Ребенка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода. Родители становятся ему значительно ближе. Но это сопровождается навязчивым стремлением  полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли, волю и чувства ребенка. Такое положение значительно усиливает конфликты отцов и детей.

5.  Социализирующий стиль (ХIХ - середина ХХ вв.). Делают целью воспитания  не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни.

6.  Свободный стиль (в середине ХХ вв.). Предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии его жизни. Поэтому родители стремятся не только дисциплинировать или «формировать» детей, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда – стремление к эмоциональному контакту с детьми, взаимопониманию.

В эмпирическом исследовании Дж. Болдуина выделено два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Дж Болдуин выделили 4 параметра  измерения родительского поведения:

·  Родительский контроль

·  Родительские требования

·  Способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий

·  Эмоциональная поддержка

Традиционно в педагогической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: авторитарный, либеральный, демократический.

Авторитарный

Стиль подавления

Либеральный

Стиль попустительства

Демократический

Стиль согласия

  • Высокий уровень родительского контроля
  • Неукоснительное выполнение требований родителей

(подавление самостоятельности,  любой инициативы ребенка)

  • Способ общения с детьми: навязывание своего (родительского) мнения, понукание, угрозы, принуждение,

: запрет, наказание.

  • Результат: дети замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны, раздражительны.

Девочки в большинстве  пассивны и зависимы. Мальчики - неуправляемы и агрессивны.

  • Низкий уровень родительского контроля
  • Система требований очень мягкая

(слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка).

  • Способ общения с детьми: чрезмерные ласки, вседозволенность
  • Результат: дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя импульсивно, нетребовательны к себе.

·  Характеризуется гибкостью.

Предполагает единство прав и обязанностей:

·  Требования и поступки родителей мотивированы

·  Способ общения с детьми: прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений.

·  Результат: дети разумно послушные, инициативные, с развитым чувством

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
71 Kb
Скачали:
0