Интегративные процессы в современном образовании. Интеграция искусств как основа развития музыкального восприятия и творчества дошкольников

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Фельзенштейн,  подчиняется всем без исключения театральным законам. Вместе с тем, он обогащен важнейшим выразительным средством - музыкой, благодаря которой он может добиваться еще более высокой степени воздействия на зрителя, чем любые другие виды театрального искусства. Ценителей  музыкального театра нужно воспитывать с детства. Очень важно  ввести ребят в его атмосферу,  пробудить у них потребность в его посещении, познакомить детей с  жанрами музыкального театра – оперой и балетом.

Эту работу нужно начинать уже с дошкольного и младшего школьного возраста, когда ребенок предрасположен к восприятию различных видов искусства. Музыкальный театр в силу  яркой зрелищности, праздничности, интеграции искусств, способен оказать на него огромное влияние, пробудить в нем интерес к музыке, желание вновь встретиться с ней.

Разумеется, далеко не всякая опера или балет доступны дошкольникам.   Оперный или балетный спектакль, предлагаемый детям дошкольного возраста, должен быть ярким, интересным в музыкально-сценическом отношении, понятным детям по содержанию, небольшим по объему. Вполне доступны для дошкольников и очень интересны им «музыкальные сказки»  - «Щелкунчик» и «Спящая красавица»  П.И.Чайковского, «Золушка» С.С.Прокофьева, «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова  и др. 

Посещение музыкального театра детьми требует обязательной предварительной подготовки.  Ознакомление ребенка с оперными и балетными жанрами, предваряющее их целостное восприятие в условиях музыкального театра может  заключаться в  знакомстве с литературно-сюжетной основой, прослушивании музыкальных фрагментов, изобразительным рядом (эскизами декораций, костюмов или другими произведениями изобразительного искусства созданными «по мотивам» той или иной оперы или балета).  Такая  подготовка  дает замечательные результаты.

Посещая музыкальный театр вместе с детьми, мы постоянно отмечали,  что наши подготовленные дошкольники гораздо лучше воспринимали балетный спектакль, нежели  дети   школьного возраста, которые сидели рядом с нами. Наблюдения за детьми в процессе спектакля показали, что с первыми звуками музыки, наши ребята буквально замирали, полностью погружаясь в происходящее на сцене. Они практически  не задавали вопросов «А что это?», «А кто это?», которые слышались от старших детей. Дошкольники не только  понимали перипетии сюжета,   и узнавали музыку, которую слышали  раньше: «Это  «Вальс снежных хлопьев»», «Это «Вальс цветов», но и в ряде случаев могли заранее сказать, что будет звучать дальше: «Сейчас «Арабский танец – «Кофе», а потом будет «Китайский танец – «Чай»», а потом «Российский танец «Трепак»» (Русский – Т.Р).  Дети, к полному восторгу и удивлению родителей,   комментировали ход  спектакля и называли знакомые им фрагменты музыки: «Папа, эту часть я знаю. Она называется «Мечты Золушки о бале»;   «Татьяна Геннадиевна, это же музыка из Вашего магнитофона. Я узнала «Па де шаль». Балетный спектакль  вызывал у подготовленных к его восприятию дошкольников   яркий и устойчивый интерес. 

Музей как культурно-образовательный центр, культурные ценности, собранные в нем, оказывают на детей дошкольного возраста значительное развивающее воздействие, которое еще более усиливается, если детей готовят к его посещению. Подготовка детей к знакомству с музейной экспозицией или  восприятию концерта в  музее также должна включать в себя проведение специальных предварительных занятий или бесед. Их содержание связано с тем, что дети услышат и увидят в музее: рассказ о музее, его экспонатах, ознакомление с тем или иным музыкальным инструментом, картиной и др.  Так, например, перед посещением лекции-концерта органной музыки в Музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки, нужно познакомить детей с органом, рассказать о его устройстве, прослушать органную музыку в аудио и видеозаписи.

Итогом посещения театра, концерта, музея обязательно было его  последующее обсуждение и воплощение полученных впечатлений в различных видах художественного творчества (изобразительного, танцевального и др.)  С детьми говорили о том, что им больше всего запомнилось в театре (музее) и предлагали им воплотить увиденное и услышанное, например, в  рисунке. Так, после посещения балета «Щелкунчик»  детям задавали вопросы: «Понравился ли вам балетный спектакль?» Ответ, как правило, был  единодушным и эмоциональным: «Очень!» «Что больше всего понравилось?» «Как Мари и Принц танцевали», «Как Щелкунчик превращался в Принца», «Битва с мышами» и самый распространенный ответ «Все понравилось». Дети с  готовностью отражали в рисунках свои впечатления от балета: таинственные, волшебные, искрящиеся звуки «Вальса снежных хлопьев», сказочный образ Щелкунчика, битву со злыми мышами и др.   Под воздействием балетного спектакля в одном из рисунков появились не только белые снежинки, но и хрупкие балерины в изящных танцевальных позах, в другом –  небольшие разноцветные балерины. Дети воплощали в рисунках  занавес, сцену и ее оформление (елку, большие красивые коробки, из которых появлялись заводные куклы и др.) Посещение балетного спектакля дало мощный импульс  творчеству

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Доклады
Размер файла:
242 Kb
Скачали:
0