Понятие связной речи и ее значение для ребенка. Адекватность речевого оформления мысли

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Раздел «Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста».

Тема: «Понятие связной речи и ее значение для ребенка»

Оборудование: Программа Васильевой.

План.

  1. Понятие «Связная речь»
  2. Виды связной речи.

Диалогическая речь.

Монологическая речь (виды монологического высказывания).

3.  умения.

  1. Задачи формирования СР в ДОУ.

Литература.

Алексеева, Яшина.

Э. Короткова Обучение детей рассказыванию.

Программа обучения и воспитания в ДС.

1.  Рубинштейн  «Связность – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя»

Основной характеристикой связной речи является  ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Не связной речь мб:

·  Связи не осознанны и не представлены в мысли говорящего,

·   связи не выявлены надлежащим образом в речи.

В методике «СР» употребляется:

1.  процесс, де-ть говорящего;

2.  продукт, результат деятельности;

связная речь -  единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

2.  виды. Основная функция – коммуникативная. Проявляется в 2 формах (диалоге, монологе).

Диалог

монолог

Первично естественная форма, классическая форма языкового общения.

Чередования говорения и прослушивания.

Собеседники знают о чем идет речь, не нуждаются в развертывании мысли.

В конкретной ситуации

Сопровождается мимикой, жестами

Речь неполная, фрагментарная

Разговорная лексика, фразеология, краткость, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения.

Непроизвольность

Использование устойчивых формул общения.

Внутренними и внешними мотивами.

Длительно во времени

Не рассчитано на немедленную реакцию слушателей

Связное высказывание

Содержит более полную информацию

Внутренняя подготовка

Выразительность мимики занимает подчиненное место

Литературная лексика, развернутость высказывания, логическая завершенность, синтаксическая оформленность.

Стимулируется внутренними мотивами

Содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

Более сложный и произвольный

Якубинский Л.П. крайние случаи диалога и монолога связаны между собой промежуточными формами: беседа (обдуманность, произвольность, более медленным течением во времени).

??какая речь формируется раньше в онтогенезе?

Связная речь мб:

  • ситуативной: связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Понятна только при  определенных ситуациях. (х-р диалога)
  • контекстной: требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации. (х-р монолога) НО! Эльконин Д.Б……..

в дошкольном возрасте чаще употребляется разговорная речь.

Обучение СР – как цель и как средство развития речи ребенка

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
59 Kb
Скачали:
0