Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста. Роль речи ребенка в процессе умственного и психического развития

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В начале статьи мы считаем необходимым остановиться на особой роли речи ребенка не только в процессе умственного, но и в процессе его общего психического развития. Именно правильная оценка этой роли позволяет щиновому рассмотреть соотношение основных форм детского мышления в пользу логического, возникающего очень рано (на втором году жизни) и оказывающего решающее влияние на развитие образного и наглядно-действенного мышления детей. Ребенок, овладевая речью, умением выражать свои мысли в форме предложений, овладевает одновременно основными логическими формами мысли - вначале суждениями и различными предпонятий-ными образованиями, а затем и умозаключениями. Конечно, все эти логические формы находятся на этапе своего становления, однако и в таком виде они имеют кардинальное значение для умственного развития детей. Речь с ее логико-грамматическими структурами очень рано (начиная с двухлетнего возраста) Еыступает как универсальное, всеобщее средство, с помощью которого ребенок в процессе активной деятельности с предметами упорядочивает, организует воспринимаемое содержание таким образом, что оно приобретает логическую форму мысли. Иначе говоря, ребенок овладевает исходными принципами построения мысли. Это ведет к существенной перестройке всей познавательной деятельности детей - в ней все больший удельный вес начинают приобретать процессы речевого осмысления и понимания окружающего. Так, в процессе восприятия предметов ребенок выделяет их основные свойства: форму, цвету, величину и т.д. Вместе с тем для понимания реальных отношений между свойствами предметов и самими предметами решающую роль играет речь, ее логико-грамматические формы и развитие значений слов. Без речевого мышления фактически невозможно действительное понимание связей и зависимостей между предметами.

Таким образом, благодаря развитию речи в процессе познания ребенком окружающего мира интенсивно функционирует и развивается логическое мншленг?, которое определяет общую стратегию познавательной деятельности детей, а наглядао-действенное и наг-§Я(Яно-образное мышление решают более частный тактические задачей г  учетом конкретных особенностей познаваемых объектов.

Речь, речевая деятельность благодаря непрерывному развитию значений слов и динамичности, подвижности их смысла выступает как чрезвычайно гибкая, пластичная система, создающаяуникаль^-ную возможность с помощью ограниченного арсенала речевых средств отражать безграничное многообразие окружающего мира. Эти особенности речи делают возможным ее широкое использования и в процессе функционирования любых форм мышления.

В настоящее время все большую актуальность приобретает новый аспект проблемы обучения и развития. В последние годы в детских садах достаточно широко используется так называемое развивающее обучение, научные основы которого были разработаны нашими учеными в 70-е - 80-е годы. Такое обучение ведет к существенным положительным сдвигам как в общем, так и в умственном развитии детей. Дошкольники, прошедшие такое обучение, значительно обгоняют в развитии своих сверстников. Известное положение Л.С.Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, получает здесь полное подтверждение.

Вместе с тем, особый интерес представляют парадоксальные факты, когда при явно недостаточном и низком уровне обучения (или даже при фактическом отсутствии обучения) имеет место интенсивное развитие тех или иных способностей детей. Иначе говоря, то,что дается в_процессе обучения,оказывается неизмеримо меньше по сравнению с тем, что получено в развитии. Такое положение дел можно объяснить только процессами саморазвития, которые, интенсивно осуществляются и при яеном дефиците обучения. Мы считаем, что процессы саморазвития чрезвычайно характерны для талантливых детей. Обучаемость ребенка может быть столь высокой, что самые незначительные обучающие воздействия ведут к интенсивному психическому развитию дошкольника.

Так, имеются факты саморазвития талантливых детей в области изобразительной деятельности, в области математики и т.д. Пуанкаре, Ландау и другие выдающиеся математики в дошкольном детстве фактически без помощи взрослого овладевали целым рядом математических действий и операций, значительно обгоняя не только своих сверстников, но и более старших детей, по отношении которых осуществлялось систематическое хорошо организованное обучение .

Мы считаем, что подобные процессы саморазвития имеют место к у массы обычных детей, но они значительно слабее выражены, замаскированы другими психическими процессами.

Наиболее четко процессы саморазвития у обычных детей проявляются в ходе истинно детских деятельностей - игры-и детского экспериментирования. Игровая деятельность дошкольников изучена глубоко и всесторонне. Значительно менее исследованной остается деятельность детского экспериментирования, Эта деятельность возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства фактически без всякой помощи со стороны взрослого, а тогда и вопреки его запретам.

В целом ряде опубликованных нами работ дан анализ данной деятельности и описаны ее характерные черты. Ряд особенностей деятельности экспериментирования позволяет говорить

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
84 Kb
Скачали:
0