Игры на развитие интонационной выразительности. Игра "Нарисуй и скажи". Произношение чистоговорок

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Воспитатель: Возьмите лист бумаги и нарисуйте выражение лица человечка: веселого, злого, грустного, сонного, задумчивого, удивленного, смеющегося, плачущего... А теперь скажите о том, что наступила осень, с интонацией нарисованного вами человечка.

Фразы:

— Ура! Осень наступила!

— Ну надо же! Опять осень!

— Осень — это так грустно.

— Осень. Вот почему так спать хочется.

— Ну надо же, действительно осень.

— Это что же, уже осень?

— Осень наступила, как красиво вокруг!

— Осень пришла, а за ней — зима. Не хочу-у-у...

Нужно произнести фразу с определенной интонацией.  

Фраза:               «У меня скоро день рождения».

Интонации:    1) весело и с оптимизмом;

2) задумчиво и мечтательно;

3) с грустью и с сожалением.

Воспитатель обращается к детям:

— Усядемся на пригорке да расскажем чистоговорки. Мы будем разговаривать и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб всем было понятно.

Воспитатель предлагает произнести слова чистоговорки

До города дорога в гору, от города — с горы

1) с разной силой голоса (тихо, громче, громко);

2) с различными интонациями: весело, грустно, сердито, устало, вопросительно, удивленно (на усмотрение воспитателя);

3) с контрастным произношением первой и второй частей скороговорок:

начало — устало, медленно, конец — быстро; начало — тихо, грустно, а конец — громко, весело.

Воспитатель: От города шли, да в лес забрели...

Воспитатель читает стихотворение «Старичок-Лесовичок» произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Воспитатель:          Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:  Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух! Бу-бу-бу да бе-бе-бе, Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Воспитатель:      Раз, увидев паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:     Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо да гуль-гуль-гуль.              Го-го-года буль-буль-буль!

Воспитатель:      А увидев стрекозу, страшно рассердился,                                Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:      Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Го-го-го да бах-бах-бах;

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах! Игра проводится несколько раз.

Воспитатель:       Рассядемся на пригорке да расскажем чистоговорку:

У пеньков опять пять опят.

Воспитатель разучивает с детьми чистоговорку в медленном темпе.

Затем предлагает произнести ее с различными интонациями: удивленно, восхищенно, с пренебрежением, с удовольствием.

Следует обращать внимание детей на то, чтобы при произношении они представляли себе опята.

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку..), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.

Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например: воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем: кошка и котенок — мяуканьем; лягушка и лягушонок — кваканьем.

Театрализованные викторины

   «Из какой сказки я пришел?»

Дети выбирают элементы костюмов героев различных сказок: крылья Мухи-Цокотухи,  нос Буратино, крылья бабочки, усики кузнечика, маски медведя, волка, лисы, козленка, мышонка и т.д.

Дети подходят к воспитателю и рассказывают о своем герое, не называя сказки, а воспитатель  отгадывает.

Например: Я деревянный мальчишка, сделал меня старый шарманщик из полена. У меня много друзей. Это Мальвина, пес Артемон, Пьеро. Кто я? И т.д.

*****

Ведущий называет персонажей сказок, команды отгадывают.

— Царь, три сына, стрела... (Воспитатель делает паузу) Болото... (Пауза.) Лягушка... (Сказка «Царевна-Лягушка».)

— Царь, три сына, царевна, лошадь, к которой можно влезть в ухо и превратиться в красавца писаного. («Сивка-Бурка».)

— Царь, три сына, Иванушка, царевна, рыба-Кит... (Пауза.) Маленькая лошадка с горбом на спине... («Конек-Горбунок».)

— Отец-лесник, мачеха, три дочери... (Пауза.) Царь, принц, фея... («Золушка».)

— Злая мачеха, две дочери. Дед Мороз... («Морозко».)

— Злая мачеха, две дочери, царь, принцесса, солдат, весенние цветы зимой... («Двенадцать Месяцев».)

Побеждает команда, которая быстрее отгадает сказку Эта команда тоже получает «Смешилку» — одно очко.

 «Отгадай загадку»

1. Толстяк живет на крыше,  Летает он всех выше. (Карлсон.)

2. Она красива и мила,

И имя у нее «зола». (Золушка.)

3. Вместе с Карлсоном прыгал с крыш  Шалунишка большой. (Малыш.)

4. Что за странный человечек  На земле и под водой  Ищет ключик золотой? (Буратино.)

Игра «Кто сказал?»

Произнести  фразы, сказанные литературными героями. Отгадать, из какой сказки произнесена фраза и кто ее сказал.

1. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»

2. «Нет, твой голос нехорош, очень тихо ты поешь!» (Мышонок из сказки «Сказка о глупом мышонке».)

3. «Это что за остановка, Бологое иль Поповка?» (Рассеянный из стих «Вот, какой рассеянный».)

4. «Стану я ржаной пирог есть!» (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

5. «Спокойствие, только спокойствие» («Карлсон, который  живет на крыше».)

6. «Прощай, милая ласточка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом...» («Дюймовочка».)

7. «Я думал, думал и все понял. Это неправильные пчелы, и они делают неправильный мед. («Винни-Пух и все, все, все».)

8. «А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться!» («Муха-Цокотуха».)

  Необходимо учитывать интонационную выразительность, с которой дети произносят фразы

Викторина«Игралочка»

В викторине участвуют родители и их дети.

Воспитатель входит в группу в костюме волшебника с волшебной палочкой в руках (можно и родитель) и читает стихотворение Д.Шарли.

На улице прохожего увидел я вчера.

Он ящик нес, на ящике написано: «Игра».

Прохожий улыбнулся вежливо, потом мне отвечал:

— Уверен, что такой игры еще ты не встречал.

А чтобы мы могли начать, запомнить должен ты,

Что у несхожих этих птиц похожие хвосты.

Поймать таких смешных пичуг весьма нелегкий труд,

Недаром люди умные их рифмами зовут,

И вправду, птицы шустрые из ящика большого

Вдруг начали вытаскивать наверх за словом слово.

Одна достала слово гвоздь.

А мы ответим: гость и трость...

Одна достала слово грусть.

А мы ответим: ну и пусть...

Одна достала слово слон,

А мы ответим: звон и телефон...

Теперь пора нам всем сыграть!

Я буду доставать слова, вы — рифмовать.

Дети и их родители делятся на две группы. Эмблемы и призы готовятся заранее.

Задание № 1 Волшебник задает рифмы по очереди каждой группе

Похожие материалы

Информация о работе