Психофизиологические нормы возрастного развития детей дошкольного возраста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Интегрирование  знаний возрастной анатомии, физиологии, психологии и гигиены в профессиональное мышление педагогов;

5.  Овладение умениями и навыками учета психофизиологических особенностей при организации образовательной среды ДОУ

Содержание данной программы определяется требованиями к уровню подготовки выпускника отделения переподготовки по специальности 050144 «Дошкольное образование».

Основные и профессиональные компетенции, которыми должны овладеть слушатели, осваивающие   раздел: «Психофизиологические нормы возрастного развития детей дошкольного возраста»:

1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2.  Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

3.  Планирование и организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его психофизическое развитие.

4.  Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

5.  Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

6.  Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

В программе курса отражено содержание учебного материала, темы практических занятий, самостоятельной работы слушателей (СРС), литература и средства обучения.

Курс рассчитан на 64  часа, из них 32 СРС и 32 часа аудиторной работы

Промежуточная аттестация по разделу – зачет.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем

Максимальная учебная нагрузка, час

Количество аудиторных часов

СРС

Всего

Теоретических

Практических

1

2

3

4

5

6

7

1

Анатомо-физиологические нормы возрастного развития детей дошкольного возраста

20

10

4

6

10

2

Психологические нормы возрастного развития детей дошкольного возраста

18

8

2

6

10

3

Комплексный подход к изучению анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста

26

14

4

10

12

Всего:

64

32

10

22

32


Содержание программы

Тема 1. Анатомо-физиологические нормы возрастного развития детей дошкольного возраста

Требования к умениям: применять знания анатомии и физиологии при решении педагогических задач; выявлять индивидуальные особенности развития и функциональных возможностей воспитанников; организовывать образовательную среду ДОУ с учетом санитарно-гигиенических требований.

Требования к знаниям: знать анатомо-физиологические особенности и основы гигиены детей дошкольного возраста;  основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей с учетом анатомо-физиологических особенностей развития их организма; связи анатомии, физиологии и гигиены человека с другими науками;

Онтогенез. Рост и развитие. Гетерохрония развития Показатели физического развития и способы их оценки. Хронологический возраст, биологический возраст. Возрастная периодизация. Критические и сенситивные периоды индивидуального  развития. Возрастные особенности строения и функций физиологических систем организма. Гигиена физиологических систем организма. Возрастные и индивидуальные особенности строения и функционирования организма ребенка. Понятие возрастной нормы. Среда жизнедеятельности человека. Адаптация организма к окружающей среде.  Биологические ритмы и их природа. Стресс как общий адаптационный синдром. Адекватность физических и психических нагрузок функциональным возможностям ребенка. Утомление как нормальный физиологический процесс,   переутомление. Особенности влияния факторов среды на здоровье детей. Личная гигиена детей дошкольного возраста. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви детей. Гигиена образовательного процесса в ДОУ.

Практическая работа

-  Выделить параметры для описания анатомо-физиологических особенностей детей раннего возраста, составить  таблицу (2 часа)

-  Освоить алгоритм оценки рациона питания по калорийности, содержанию питательных веществ и витаминов, минералов (4 часа)

Самостоятельная работа

-  Охарактеризовать критические периоды постнатального онтогенеза (2 часа).

-  Разработать содержание для   беседы с родителями  на тему: «Закаливание» (4 часа).

-  Подготовка письменного сообщения по теме «Физиологический портрет ребенка раннего возраста» (4 часа).

Тема 2. Психологические нормы возрастного развития детей дошкольного возраста

Требования к умениям: применять знания психологии при решении педагогических задач; выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников.

Требования к знаниям: знать особенности детской психологии, ее связь с педагогической наукой и практикой; закономерности психического развития ребенка как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; возрастную периодизацию; возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности ребенка-дошкольника, их учет в обучении и воспитании; особенности общения и группового поведения в дошкольном возрасте; понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции отклонений в развитии поведении ребенка дошкольного возраста.

Движущие силы и условия психического развития ребенка: развитие

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
106 Kb
Скачали:
0