Функции и принципы менеджмента. Методы менеджмента. Функции организации, мотивации и контроля. Методы управления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция № 4. Функции и принципы менеджмента. Методы менеджмента

Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными. Их можно представить, как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект.

Основные функции менеджмента:

1.  Функция планирования. План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Обычно организация формирует единый план для управления её общей деятельностью, но в рамках отдельных задач, менеджерами применяются различные методы для достижения конкретных целей.

Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в её окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача – определить, как компания будет себя вести в своей рыночной нише.

Тактическое планирование (средний уровень) – определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.

Оперативное планирование (низший уровень) – ежедневное планирование финансово-хозяйственной деятельности, в соответствии с тактикой и стратегией.

Все три типа составляют генеральный план, или бизнес-план организации.

Принципы и техника планирования:

1.  Полнота  - при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.

2.  Точность – при составлении планов испытываются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов,

3.  Ясность – цель и меры планирования должны иметь простые и лёгкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации

4.  Непрерывность – планирование осуществляется непрерывно

5.  Экономичность – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

Методы планирования:

1)  Бюджетный – анализ притока и оттока наличности, капитала и других ресурсов

2)  Анализ окупаемости – при помощи аналитических данных наиболее точно просчитываются и соотносятся затраты, доходы и производственные мощности

3)  Моделирование возможных ситуаций

С помощью  функции планирования в определённой мере решается проблема неопределённости в организации.

2.  Функция организации. Организация, как функция управления, обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Она направлена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Функция организации позволяет определить, кто именно должен выполнять конкретное задание.

3.  Функция мотивации.

Мотивация – это процесс побуждения  себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Теории мотивации:

1.  Содержательные (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Мак Клелланд) – основываются на идентификации внутренних потребностей личности.

2.  Процессуальные (Портер-Лоулер) базируются на поведении людей с учётом воспитания,  познания.

4.  Функция контроля. Управленческий контроль – это непрерывный процесс, включающий наблюдение и регулирование различных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач. В самом общем виде – это процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с плановыми.

В основу создания всех систем контроля положены следующие критерии:

1. Эффективность – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением недостатков, сокращение расходов на сам контроль, затрат на персонал);

2. Эффект влияния на людей – выясняется вопрос, вызывает ли применяемая техника контроля у людей положительные стимулы или негативные реакции;

3. Выполнение задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений, выработке эффективных решений.

4. Определение границ контроля – соблюдение норм контроля, определённых действующим законодательством.

Виды контроля:

1.  Предварительный – осуществляется до фактического начала работ, через

Похожие материалы

Информация о работе