,Исследование рыночной конъюнктуры. Понятие, показатели и индикаторы рыночной конъюнктуры. Предварительная оценка рынка

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция 1.Исследование рыночной конъюнктуры

1. Понятие, показатели и индикаторы рыночной конъюнктуры

2. Предварительная оценка рынка

3. Анализ тенденции развития рыночной конъюнктуры

4. Анализ сбалансированности рынка

5. Анализ устойчивости развития рыночной конъюнктуры

I.  Любое маркетинговое решение принимается с учетом рыночной конъюнктуры и позиции фирмы на рынке. Конъюнктура рынка – это состояние рынка или конкурентная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени или ограниченный отрезок времени, под воздействием комплекса сил, факторов и условий.

Конъюнктура товаров рынка является частью обще экономической конъюнктуры и зависит от положения на других рынках ценных бумаг, услуг, инвестиций, недвижимости, труда. Поэтому изучение товарного рынка должно быть увязано с оценками разных типов рынка.

Необходимость изучения рыночной конъюнктуры определяется сущность маркетинга, его ориентация на интересы рынка. Поэтому конъюнктурный анализ представляет собой важную часть маркетингового анализа и маркетингового исследования.

Конъюнктура сложная и быстро меняющееся явление. Она складывается из множества единичных элементов и действий, которые подчиняются вероятностным законом. Конъюнктура рынка имеет 4 свойства:

1. динамичность

2. пропорциональность

3. вариабельность (колеблемость, устойчивость)

4. цикличность

Соответственно выдвигается 4 концептуальные задачи конъюнктурного анализа:

1. Анализ динамичных закономерностей.

Динамичность рынка это его способность обновляться, расти, сокращаться, либо оставаться стабильным. Задача конъюнктурного анализа на этом этапе – выявление тенденций развития и перспектив расширения рынка, то есть прогнозирования.

2. Анализ пропорциональности развития.

Стихийность рынка, хотя и ограничена маркетингом, остается его главным признаком. Изменения основных параметров рынка спроса и предложения на некоторых отрезков времени происходят с различной скоростью и интенсивностью, а это приводит к нарушениям пропорциональности рыночным процессом. Задача анализа: оценить соотношение между спросом и предложением и дать характеристику конъюнктуры.

3. Анализ устойчивости рынка (колеблемости).

Проводится в статике и динамике. Поскольку рынок по своей сути склонен к стихийности, то его параметры подвержены колебаниям, как случайно, так и постоянно проявляющиеся (цикличными, сезонными). Размах и длительность колебаний обусловлены факторами окружающей среды маркетинга.

Задача анализа: оценить размах колебаний и сделать вывод об устойчивости рынка.

4. Анализ повторяемости развития рынка.

Задача: выделение цикла.

Состояние рынка характеризуется через систему рыночных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации. К основным показателям конъюнктуры рынка относят:

1. тип рынка (табл. 1)

2. масштаб рынка (емкость рынка) – объем операций по купле-продажи.

3. степень сбалансированности рынка соотношение спроса и предложение

4. динамика рынка – изменение основных параметров рынка – скорость, вектор

5. степень деловой активности – заполненость хозяйственного портфеля фирмы число и размер заказов, объем и динамика сделок.

6. уровень устойчивости – колеблемости параметров рынка в динамике, пространстве (географическое, экономическое)

7. уровень рыночного риска

8. сила и размах конкурентной борьбы (определяет число конкурентов, их развитие)

9. цикличность рынка – положение рынка в определенной стадии экономического или сезонного цикла.

10. средняя норма прибыли

Кроме названных рыночных показателей анализируется рыночные индикаторы. Индикатор рынка – это показатель позволяющий единолично или в комбинации с другими показателями отразить рыночную ситуацию. К рыночным индикатором относят: поступление товара (объем производства), продажа товаров, товарные запасы, цена, прибыль. Часто рыночными индикаторами выступают нестатичные показатели, а темпы их роста.

II. Анализ рынка конъюнктуры начинают с характеристики типа рынков. Тип рынка определяется:

1). Степенью его сбалансированности

2). Назначением использовании конечного товара

3). Интенсивностью конкуренции и другие (см. табл. 1).

Таблица 1

Классификация товарных рынков

Признак классификации

Тип рынка

1. Степень и характер сбалансированности рынка

1). Рынок продавца

2). Рынок покупателя

2. Степень и виды конкуренции

1). Рынок совершенной (чистой) конкуренции

2). Рынок монополистической конкуренции

3). Олигополистическая конкуренция

4). Чистая монополия

3. Территориальный уровень

1). Локальный рынок

2). Региональный рынок

3). Федеральный рынок

4). Мировой рынок

4. Классификация товаров на рынке

1). Рынок товаров производственного назначения

2). Рынок услуг производственного назначения

3). Рынок товаров потребительского назначения

4). Рынок услуг потребительского назначения

5. Место рынка в системе товародвижения

1). Оптовый рынок

2). Мелкооптовый рынок

3). Розничный (потребительский)

4). Мелкорозничный рынок

6. Качественная оценка рынка

1). Потенциальный рынок

2). Фактически функционирующий рынок

3). Освоенный

7. Организационная оценка рынка

1). Открытый рынок

2). Закрытый рынок

8. Степень организованного рынка

1). Организованный рынок

2). Стихийный рынок

9. Конъюнктурная оценка рынка

1). Развивающийся рынок

2). Сокращающийся рынок

3). Колебсирующийся рынок – катастрофически быстро сокращается

Похожие материалы

Информация о работе