Аускультация сердца. Шумы сердца. Выявление шумов сердца, определение внутри- и внесердечных шумов, органических и функциональных шумов

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Обсуждено на заседании  кафедры пропедевтики внутренних болезней

«_____»  _________________  2007

Протокол № __________

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами

III курса

по пропедевтике внутренних болезней

Тема: Аускультация сердца. Шумы сердца.

Время: 3 часа

1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.

1.1. Цель занятия.

Научиться выявлять шумы сердца, отличать внутри- и внесердечные шумы, органические и функциональные шумы, связывать наличие шумов с изменением тонов сердца и делать предположительное заключение об имеющейся патологии.

1.2. Мотивация для усвоения темы

Аускультация сердца занимает ведущее место в диагностике заболеваний сердечно-сосудистой системы. При аускультации сердца помимо тонов, которые выслушивается в здоровом сердце, выслушиваются и дополнительные звуки  – шумы, которые могут быть как физиологическими так и патологическими (органическими), указывающими на патологии сердца. Таким образом, для своевременного распознавания патологии сердца является важным будущему врачу научиться правильно проводить аускультацию сердца при наличии шума, проводить дифференцировку  органических и функциональных шумов, внутри- и внесердечных шумов, связывать наличие шумов с изменением тонов сердца и делать предположительное заключение об имеющейся патологии

1.3. Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать.                                                                    

1.  Классификацию сердечных шумов.

2.  Основные характеристики шума при аортальных пороках.

3.  Основные характеристики шума при пороках клапана легочной артерии.

4.  Основные характеристики шума при пороках митрального клапана.

5.  Основные характеристики шума при пороках правого атриовентрикулярного клапана.

6.  Основные характеристики функциональных шумов сердца.

7.  Основные характеристики внесердечных шумов сердца.

Студент должен уметь

1.  Проводить аускультацию сердца.

2.  Выявлять шумы, отличать сердечные от внесердечных.

3.  Дифференцировать органические и функциональные, диастолические и систолические шумы.

4.  Определять точку максимального звучания шума и зоны его проведения.

5.  Производить аускультацию крупных сосудов.

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Внутрисердечная и центральная гемодинамика.

2. Физические основы звука.

3. Анатомическое строение сердца, клапанного аппарата сердца.

4. Особенности гемодинамики при сужении просвета сосуда (клапанного кольца).

3. Контрольные вопросы по теме занятия.

1.  Что такое сердечные шумы?

2.  Особенности аускультации сердца при выявлении сердечных шумов.

3.  Назовите классификацию сердечных шумов.

4.  Методика разграничения шумов сердца, выслушиваемых в разных точках аускультации.

5.  Что такое внутрисердечные органические и функциональные шумы?

6.  Что такое внесердечные шумы, в результате чего они появляются? Перечислите клинические варианты внесердечных шумов.

7.  Назовите варианты шумов по отношению к фазам сердечной деятельности; по их продолжительности; по громкости; по тембру.

8.  Назовите основные характеристики шума при недостаточности митрального клапана.

9.  Какова причина возникновения шума при митральной недостаточности? Какие заболевания приводят к этому пороку?

10.  Назовите основные характеристики шума при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия.

11.  Какова причина возникновения шума при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия? Какие заболевания приводят к развитию данного порока?

12.  Назовите основные характеристики шума при недостаточности клапанов аорты?

13.  Какова причина возникновения шума при недостаточности клапанов аорты? Какие заболевания приводят к этому пороку?

14.  Назовите основные характеристики шума при стенозе устья аорты.

15.  Каковы причины возникновения шума при стенозе устья аорты? Какие заболевания приводят к формированию данного порока?

16.  Назовите основные характеристики шума при стенозе правого атриовентрикулярного отверстия и причину его появления при данном пороке?

17.  Назовите причины возникновения функциональных внутрисердечных шумов и состояния, при которых они выявляются.

18.  Дайте характеристику функциональных внутрисердечных шумов.

19.  Дайте характеристику шума трения перикарда. Диагностическое значение его выявления.

20.  Дайте характеристику плевроперикардиального и кардиопульмонального шумов. Диагностическое значение их выявления.

21.  Методика аускультации крупных сосудов (сонной, почечной, подвздошной, бедренной артерий, аорты, яремных вен). Дайте характеристику выявляемых звуковых явлений в норме и патологии.

4. Практическая часть занятия.

1. Проведение аускультации сердца больных с заболевания сердечно-сосудистой системы (см. ход занятия, п. 1-20).

2. Проведение аускультации крупных сосудов (см. ход занятия, п.21).

5. Ход занятия.

В ходе занятия отрабатываются практические навыки (см. п.4) и обсуждаются контрольные вопросы согласно темы занятия.

1.  Что такое сердечные шумы?

Сердечные шумы – это периодические, продленные звуки, выслушиваемые в области сердца, синхронно связанные с его деятельностью, не имеющие четкого начала и конца, выслушиваются в промежутке между тонами,  и не только на участке проекции клапанов, но и на большем пространстве сердечной области, на внесердечной области.

2.  Особенности аускультации сердца при выявлении сердечных шумов.

1. При наличии шума сердца, аускультацию предсердной области можно проводить следующим образом: начинают с верхушки сердца, а затем последовательно («шаг за шагом») выслушивают сердце по направлению к левому краю грудины, далее аускультацию продолжают по левому краю грудины вверх до II межреберья, оттуда перемещают стетофонендоскоп во II межреберье справа от грудины и по правому ее краю опускаются вниз до основания мечевидного отростка.

2. Аускультацию сердца необходимо проводить в положении стоя и лежа.

3. Для улучшения выслушивания шумов сердца, связанных с патологией митрального клапана, необходимо придать больному положение на левом боку, когда верхушка сердца ближе подходит к грудной стенке.

4. Для улучшения выслушивания шумов сердца, связанных с поражением клапана аорты, необходимо придать больному вертикальное положение со скрещенными и поднятыми над головой руками, положение ле­жа на правом боку.

5. Для улучшения аускультации шумов сердца, связанных с поражением правого атриовентрикулярного клапана, целесообразно придать больному положение на правом боку или на спине с поднятыми кверху ногами.

6. Сердечные шумы лучше выслушивать при задержке дыхания после обычного (неглубокого) вдоха, чтобы не мешали дыхательные шумы.

7. С целью изменения условия внутрисердечной гемодинамики применяются специальные пробы: а) проба Мюллера – больной на глубине выдоха, закрыв рот и зажав нос, делает попытку вдохнуть; б) проба Вальсальвы – при тех же условиях на высоте вдоха больной натуживается; в) проба с дозированной физической нагрузкой (обычной – 10 приседаний, усиленной - 20 приседаний); г) проба с применением лекарственных препаратов (н.п. нитроглицерина).

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
191 Kb
Скачали:
0