Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Анемии у детей

Страницы работы

18 страниц (Word-файл)

Содержание работы

 2ОТПЕЧАТАНО

 2ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

 2Кафедра педиатрии

Обсужден на  заседании кафедры

Протокол N _________ 2000г.

 2ЛЕКЦИЯ

по педиатрии

Для студентов 4 курса лечебно-профилактического факультета

 2ТЕМА: "АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 0  2КРОВЕТВОРНОЙ

 2СИСТЕМЫ 0  2У 0  2ДЕТЕЙ. 0  2АНЕМИИ У ДЕТЕЙ."

Время 90 минут

.

- 2  2ЛИТЕРАТУРА

1. Мазурин А.В.,  Воронцов И.М.  Пропедевтика детских болезней. М.:Медицина, 1985. - 432с.

2. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.:Беларусь, 1994. - 446с.

3. Детские болезни/Под ред.Л.А.Исаевой. - М.:Медицина, 1986.

- 592с.

4. Гематологические болезни у детей/Под ред. М.П.Павловой. Мн.:Вышэйшая школа, 1996. - 440с.

5. Коровина Н.А.,  Заплатников А.Л., Захарова И.Н. Железодефицитные анемии у детей. - М., 1999. - 62с.

.

- 3  2МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИИ

1. Таблицы:

- классификация анемий.

2. Слайды:

- причины железодефицитных состояний у детей;

- классификация анемий;

- сидеропенический синдром;

- лабораторные признаки дефицитных анемий;

- основные принципы лечения железодефицитных анемий;

- лекарственные препараты железа.

.

- 4 РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

----T-----------------------------------T-----------------------Nп/п¦       Перечень учебных вопросов   ¦ Количество выделяемого

¦                                   ¦ времени в минутах

----+-----------------------------------+-----------------------1.  Анатомо-физиологические особенности           10

кроветворной системы у детей.

2.  Классификация анемий.                          5

3.  Этиология железодефицитных анемий.            10

4.  Патогенез железодефицитных анемий.            10

5.  Клиническая картина железодефицитной          10

анемии.

6.  Диагностика железодефицитных анемий.          10

7.  Лечение железодефицитных анемий.              15

8.  Диспансеризация детей с железодефи-           10

цитными анемиями.

9.  Анемии недоношенных детей.                    10

----------------------------------------------------------------.

- 5  2СОДЕРЖАНИЕ

 2Вопрос N 1 - 10 минут

Кроветворение начинается в желточном мешке на 3 неделе внутриутробного развития. Вначале оно сводится в основном к эритропоэзу.  Образование первичных эритробластов происходит внутри сосудов желточного мешка.  На 4 неделе кроветворение появляется в органах эмбриона.  Из желточного мешка гемопоэз перемещается в  печень, которая закладывается на 3-4 неделе, а к 5 неделе становится центром кроветворения. В печени происходит образование эритроцитов,  гранулоцитов,  мегакариоцитов.  Кроме  того,  на 9 неделе внутриутробного периода впервые в печени появляются  В-лимфоциты.

Однако в этот период секреция антител ничтожно мала,  усиливается она лишь к 20 неделе в селезенке.  К 18-20 неделе внутриутробного развития  кроветворная  активность в печени резко снижается,  а к концу внутриутробной жизни, как правило, совсем прекращается.

В селезенке кроветворение начинается с 12 недели: образуются эритроциты,  гранулоциты,  формируются мегакариоциты. С 20 недели происходит  становление лимфопоэтической функции селезенки и миелопоэз сменяется интенсивным лимфопоэзом,  который продолжается в этом органе в течение всей жизни человека.  Уже к 20 неделе в сыворотке крови плода начинают обнаруживаться иммуноглобулины  M,G.

В костном мозге гемопоэтические очаги появляются с 13-14 недели внутриутробного развития в  диафизах  бедренных  и  плечевых костей. Липолизация костного мозга начинается с первого года жизни ребенка и к концу 12 года заканчивается в  диафизах  конечностей, а к 24-25 годам - в метаэпифизах. В плоских костях кроветворение происходит в течение всей жизни человека.

Признанной современной  схемой  кроветворения является схема

И.Л.Черткова и А.И.Воробьева.  А.И.Воробьев характерузует кроветворение как серию клеточных дифференцировок, в результате которых появляются нормальные клетки периферической крови.  Этапы кроветворения автором прослежены при восстановлении костного мозга после его опустошения,  развившегося в результате обучения или  воздействия химических цитостатических препаратов.

Необходимо отметить специфику периферической крови у  здоровых детей. В период новорожденности в крови содержится значительное количество эритроцитов, гемоглобина. Так, число эритроцитов в


- 6 первый  день жизни может достигать 6х10 512 0/ 4л 0,  уровень гемоглобина до 215  5г 0/ 4л 0. К концу 1 недели эти показатели снижаются.

Цветовой показатель  в  период  новорожденности   составляет

1,0-1,1.  Количество ретикулоцитов в периферической крови ребенка в первые дни жизни повышен до 40-50% 4о 0 и  к  концу  первой  недели уменьшается до стабильных величин 7-10% 4о 0.

Количество лейкоцитов после рождения увеличено до 30х10 59 0/ 4л 0 и к концу 1 недели снижается до 10-12х10 59 0/ 4л 0. В лейкоцитарной формуле  при рождении преобладают нейтрофилы (60-65%) со сдвигом влево до метамиелоцитов и миелоцитов.  Число  лимфоцитов  при  рождении составляет 16-34%.  К 4-5 дню количество нейтрофилов и лимфоцитов выравнивается (по 45%) с последующим  нарастанием  лимфоцитов  до

50-60% к 1-2 годам. К 4-5 годам количество лимфоцитов и нейтрофилов вновь выравнивается с последующим нарастанием нейтрофилов.

Скорость оседания эритроцитов у новорожденных составляет  не более 1-2  мм/час  и остается на таком уровне до 4-5 летнего возраста. Затем этот показатель не отличается от такового у взрослых.

Под  2анемией 0 понимают патологическое состояние организма, характеризующееся уменьшением  числа эритроцитов и снижением уровня гемоглобина в единице объема крови.  Слово "анемия" происходит от греческого "anaemia" - бескровие, малокровие.

Это состояние развивается вследствие снижения  интенсивности гемоглобинообразования или усиленной деструкции эритроцитов  либо вследствие сочетания обоих факторов.

Одной из наиболее важных функций эритроцитов и содержащегося в них гемоглобина является транспорт кислорода,  поэтому снижение содержания гемоглобина ведет к возникновению гипоксии, что неблагоприятно отражается на растущем организме: развивается смешанный ацидоз с  последующим  нарушением  деятельности  всех  органов  и систем и в первую очередь ЦНС и ССС.

 2Вопрос N 2 - 5 минут

По  2классификации 0  В.И.Калиничевой (1983),  анемии делят на 5

основных групп:

I. Анемии, вызванные недостатком гемопоэтических факторов:

1) железодефицитные;

2) витаминодефицитные;

3) протеинодефицитные.


- 7 II. Гипопластические и апластические анемии:

1) наследственные (Фанкони, Эстрена-Дамешека, Блекфена-Дайемонда);

2) приобретенные (с общим поражением гемопоэза,  с парциальным поражением эритропоэза).

III. Анемия, вызванная кровопотерей.

IV. Гемолитические анемии:

1) наследственные, связанные с нарушением мембраны эритроцитов (микросфероцитоз, эллиптоцитоз);

2) наследственные, связанные с нарушением активности ферментов эритроцитов (дефицит активности Г-6 ФД);

3) наследственные, связанные с нарушением структуры или синтеза гемоглобина (L-, B-талассемия);

4) приобретенные,  связанные с воздействием антител (аутоиммунные, изоиммунные);

5) приобретенные, связанные с воздействием повреждающих факторов (механических, химических, паразитарных).

V. Анемии при различных заболеваниях (гематологических, эндокринных, при ожоговой болезни).

По содержанию гемоглобина анемии делят следующим образом:

1) Легкая степень: гемоглобин 110-90г/л;

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
95 Kb
Скачали:
0