Схема бизнес-процесса СБЕ Спецтехника «Сервис», страница 7

Обслуживаемая техника, принятая на временное хранение, после окончания необходимых работ хранится на складе в течение 2-х суток с момента извещения заказчика о готовности техники. В случае превышения этого срока хранения клиенту начисляется дополнительная плата за непредвиденное хранение техники. Данные условия оговариваются с клиентом предварительно перед заключением сделки (договора).

7. Учет сделки по сервису

7.1 Учет сделки по сервисному обслуживанию

Затраты по сделке по сервису учитываются на протяжении всего времени выполнения работы накопительным итогом. При этом учитываются все затраты, относящиеся к выполнению данной работы и оформленные соответствующими внутренними регламентированными документами (заявками на получение со склада запчастей, заказ-нарядами):  стоимость запчастей, трудозатрат и прочих затрат по сделке: командировочных расходов, транспортных затрат, субподрядных услуг, бонусов клиенту и т.д. Если по сделке не оформлены документы реализации (акт выполненных работ и счет-фактура) сделка считается незавершенной, и затраты по ней числятся как затраты по незавершенному производству.

При завершении сделки и оформления документов реализации (акта выполненных работ и счета-фактуры) все накопленные затраты списываются в себестоимость данной сделки, и сделка закрывается.

По окончании отчетного периода проверяются все остатки по незавершенному производству и в случае наличия затрат по сделке, закрытой в предыдущих периодах, они списываются на прямые расходы отчетного периода.

При выполнении внутренних заказов на сервис от подразделений Группы расходы на сервисное обслуживание учитываются в затратах основной сделки по продаже техники.

7.2. Учет сделок по гарантийному обслуживанию

При наступлении гарантийного случая – открывается сделка по гарантийному обслуживанию (указывается вид сделки).

В случае, когда затраты на сервисное обслуживание предположительно возмещаются поставщиком по гарантии, в качестве контрагента выставляется компания-поставщик. В случае, когда затраты по гарантийному обслуживанию несет Компания – сделка оформляется на клиента, которому фактически оказываются данные услуги. Продажная стоимость работ и запчастей по сделке на гарантийное обслуживание не рассчитывается, учитываются только затраты.

На эту сделку относятся все затраты, проходящие по ней (стоимость запчастей, командировочные расходы, транспортные и т.д.) После проведения работ оформляются  документы реализации, и сделка считается закрытой (выполненной).

Прямых взаиморасчетов по сделке не происходит, т.к.

·  в случае компенсации гарантийного обслуживания поставщиком – сумма компенсации рассчитывается поставщиком на основании утвержденных нормативов и может не включать дополнительные затраты, возникающие у Компании при транспортировке и доставке гарантийных запчастей, командировочные расходы механиков и т.д. Получение компенсации Компанией от поставщика – может затянуться во времени. Форма предоставления компенсации может быть разной (см.ниже), сразу на несколько гарантийных случаев, поэтому не всегда легко бывает определить сумму компенсации по каждой конкретной сделке по гарантийному обслуживанию.

·  в случае возмещения затрат Компанией (если гарантийный случай возник по вине Компании) – клиент не оплачивает стоимость оказанных услуг (в соответствии с условиями договора).

    В случае подтверждения гарантийности случая поставщик (в зависимости от условий договора) компенсирует затраты на гарантийное обслуживание (в соответствии с нормативами) и гарантийные запчасти одним из следующих способов (в зависимости от условий договора):

·  либо выставляет кредит-ноту Компании отдельным документом, уменьшающим задолженность Компании перед поставщиком;

·  либо сумма компенсации (Кредит-ноты) учитывается поставщиком в следующих поставках товара (предоставление скидки);

·  либо поставщик выплачивает Компании компенсацию в виде перечисления денежных средств на расчетный счет Компании

В случае непризнания поставщиком гарантийности случая, сервисный отдел соответственно отказывает клиенту, для которого проводились ремонтные работы, в подтверждении гарантийного случая и  выставляет клиенту счет на оплату. Взаиморасчеты по сделке проводятся в обычном порядке (как по сделке по сервисному обслуживанию).

Учет сделок по гарантийному сервису с дилерами

В случае возникновения гарантийного случая на технику, реализованную клиенту посредством дилеров, дилер обращается в Компанию за возмещением затрат на проведение гарантийных работ. При этом дилер (в зависимости от условий договора) либо сам проводит необходимое обслуживание (см. п. 6.3), либо обращается в Компанию за оказанием требуемых услуг (см. выше).

В случае проведения гарантийных работ непосредственно дилером, дилер заполняет необходимые бланки-документы (по установленной форме), фотографии  неисправностей техники и высылает эту информацию в Компанию. Сервисный отдел рассматривает документы, и принимает решение о признании/либо непризнании гарантийности случая.

В случае признания Компанией случая гарантийным – дилеру выставляется кредит-нота, компенсирующая стоимость гарантийных работ в соответствии с принятыми нормативами. Сумма компенсации учитывается:

·  либо при следующих поставках товара Компанией дилеру

·  либо перечисляется денежными средствами на расчетный счет дилера

Для учета такой ситуации – сервисный отдел оформляет сделку по гарантийному сервису (для учета затрат и компенсаций, возникающих по данной сделке). Затем затраты по этой сделке (стоимость работы и стоимость гарантийных запчастей) перевыставляются поставщику с целью компенсации Компании гарантийных затрат.

В случае непризнания Компанией случая  гарантийным – дилеру отказывается в компенсации. Все необходимые запчасти дилер закупает у Компании по ценам в соответствии с условиями договора.



[1] Под запчастями здесь подразумеваются не только сами запчасти, но и технически жидкости, фильтры и прочие быстро изнашиваемые детали.