Схема бизнес-процесса СБЕ Спецтехника «Закупки», страница 4

Бракованный товар на основании Акта рекламации приходуется на склад бракованной продукции. Решение о дальнейшей судьбе данного товара (возможность реализации по сниженной цене,  либо списание как непригодного к продаже, либо возврат поставщику (см.п.5.3)) принимается специальной комиссией, состоящей из сотрудников склада, отделов закупок и продаж.

Излишки товара по решению, принятому на основании Акта несоответствия, либо приходуются на склад, либо возвращаются поставщику (см. п. 5.3)

Если на склад поступает товар по договору реализации (ответственного хранения), то такой товар числится на складе Компании только в количественном выражении. Сотрудником склада формируется документ Приходный ордер на склад Компании. В бухгалтерском учете – данный товар числится на забалансовом счете (т.к. к Компании не перешло право собственности на товар). В случае реализации данного товара либо необходимости выкупа у поставщика заключается договор купли-продажи, и на данный товар оформляется документ поступления товара, где указывается его стоимость по вновь заключенному договору.

В себестоимости товара учитываются все затраты по доставке, таможенной очистке и приемке товара. Фактические затраты учитываются с помощью дополнительного документа (Поступление дополнительных расходов). В этом документе может быть предусмотрено выведение информации о нормативных дополнительных затратах и отклонениях фактических затрат от нормативных.

Если договор на импорт товара заключен с одним из юридических лиц Группы, расходы на таможню оформляются отдельным документом с указанием номера ГТД и прочих необходимых реквизитов.

5. Выполнение условий после получения товара

5.1. Выплата бонуса

В случае выполнения условий договора и специального соглашения (договоренности) поставщику выплачивается бонус (коммерческое вознаграждение) по заявке от руководителя проекта, на основании реестров поставленной техники. Бонус  влияет на себестоимость товара. При этом возможно два варианта.

1) Коммерческое вознаграждение выплачиваются по конкретной сделке.

2) Коммерческое вознаграждение выплачиваются не по сделке, а по другим критериям (например, за объем и пр.).

В первом случае затраты на коммерческое вознаграждение учитываются в составе себестоимости товара (если эти затраты заранее известны – до заключения договора, то они должны быть учтены в заявке поставщику и анализе сделки).

В противном случае эти затраты учитываются в составе прочих затрат, относимых на себестоимость реализации.

5.2. Погашение кредиторской задолженности

В случае, если по условиям договора компании предоставляется отсрочка платежа, менеджер по закупкам контролирует процесс оплаты поставщику в соответствии с условиями договора (графиком платежей). Менеджер по закупкам предоставляет в отдел контроллинга необходимые документы для оплаты (счета, инвойсы, заявки на оплату и т.д.)

5.3. Возврат товара поставщику

Возврат товара зависит от условий договора поставки, а именно от порядка перехода права собственности на него: либо право собственности на товар переходит от продавца к покупателю в момент отгрузки, либо после отгрузки и оплаты товара Компанией.

Ниже описаны возможные варианты возврата товара.

5.3.1. Возврат товара поставщику по договору реализации (ответственного хранения)

Возврат товара Поставщику с ответственного хранения в соответствии с условиями договора осуществляется по акту возврата. К акту возврата прилагается документ с фиксированием технического состояния товара.

В учете - операция возврата товара оформляется как Возврат товара со склада Компании на основании Приходного ордера.

5.3.2. Возврат товара поставщику,  в связи с несоответствием количества и качества поставленной продукции условиям заключенного договора.

В случае если при приеме товара от поставщика обнаруживается несоответствие первичным документам и условиям договора (другой товар, недостача либо излишки товара по количеству и т.д.), то сотрудниками склада оформляется Акт несоответствия в 3-х экземплярах, подписываемый сотрудниками склада и отдела закупок: один экземпляр Акта несоответствия передается в бухгалтерию, другой – сотруднику отдела логистики (представителю поставщика), третий – в отдел закупок. На основании Акта несоответствия отделом закупок принимается решение о выставлении Претензии поставщику.

Товар не соответствующий условиям договора поставки после выставления претензии и согласования с поставщиком может быть либо:

А) возвращен поставщику (составляется акт возврата)

Возврат товара может осуществляться как силами поставщика, так и силами Компании. В случае возврата товара силами Компании и необходимости доставки оформляется  заявка на отгрузку (подробно см. в БП «Продажи»). Затраты по доставке товара поставщику компенсируются по договоренности сторон, либо относятся на затраты Группы.

Б) в результате переговоров от поставщика может быть получена кредит-нота, которая будет означать уменьшение задолженности перед поставщиком на определенную сумму. Размер кредит-ноты и порядок ее распределения на себестоимость оговариваются в каждом случае персонально.

5.4. Использование гарантии поставщика

Поставщик несет гарантийные обязательства перед Компанией по поставленному товару. Гарантийные обязательства поставщика оговариваются в договоре на поставку.

При поступлении бракованного товара или при последующем обнаружении брака Компания в течение гарантийного срока вправе потребовать замены бракованного товара или бракованной части товара.  При возможном гарантийном случае менеджер по закупкам делает запрос поставщику в виде акта рекламации. В акте рекламации указывается товар (наименование, серийный номер, если есть), инвойс (товарная накладная), по которому получен товар, краткое описание неисправности, возможно фото товара. Если поставщик по данным Акта рекламации признает случай гарантийным со своей стороны, то высылает новый товар, либо необходимую деталь товара взамен бракованной. Поставщик может быть неудовлетворен данными акта рекламации. Тогда он запрашивает сам бракованный товар (часть товара) для подробного исследования. Затраты по доставке товара поставщику компенсируются по договоренности сторон, либо относятся на затраты Группы. В случае признания гарантии по результатам исследования поставщик высылает новый товар (деталь), в случае непризнания – отвечает отказом в гарантии. Также в отдельных случаях (когда ремонт товара осуществляется, не дожидаясь ответа поставщика по акту рекламации), от поставщика может быть получена кредит-нота в случае признания поставщиком гарантийности, которая будет означать уменьшение задолженности перед поставщиком на определенную сумму. Размер кредит-ноты и порядок ее распределения на себестоимость оговариваются в каждом случае персонально.

В случае неисправности техники, кроме замены неисправных деталей и агрегатов, может требоваться сложный ремонт. В этом случае порядок возмещения затрат Компании по ремонту (транспортные, командировочные и пр.) оговаривается отдельными соглашениями с поставщиком.