Воспалительные заболевания нижнего отдела женских половых органов. Оценка степени тяжести заболевания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

В О Е Н Н О –  М Е Д И Ц И Н С К А Я   А К А Д Е М И Я

Кафедра акушерства и гинекологии

Для преподавателей

Экз. N______

“УТВЕРЖДАЮ”

Начальник кафедры

акушерства и гинекологии

полковник медицинской службы

“……” ……………… 2000 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения практического занятия по акушерству и гинекологии N 4

ТЕМА: ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НИЖНЕГО ОТДЕЛА ЖЕНСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ.

со слушателями 4 курса II, III, IV, V факультетов

Обсуждена на заседании кафедры

“__”______________ 2000 г.

Санкт-Петербург,

2000 г.

Тема: Воспалительные заболевания нижнего отдела женских половых органов.

Учебные группы: слушатели 4 курса факультета подготовки врачей.

Учебные и воспитательные цели:

1.  Цель занятия: научить слушателей принципам диагностики воспалительных заболеваний нижнего отдела женских половых органов, методам их лечения и профилактики.

2.  Частные цели:

Слушатели должны уметь:

·  На основании жалоб, анамнестических и клинических  данных установить сформулировать и обосновать диагноз;

·  Оценить стадию и степень тяжести заболевания, прогнозировать возможные осложнения

·  Назначить и обосновать лечение, определить критерии излеченности

Слушатели должны приобрести практические навыки:

·  Осмотра и оценки состояния  наружных половых органов, влагалища и шейки матки с помощью зеркал.

·  Взятием мазков и смывов из влагалища, соскобов цервикального канала, уретры.

·  Методикой санации половых путей (спринцевание, присыпки, введение лекарственных тампонов).

Слушатели должны быть ознакомлены:

·  С современными особенностями возбудителей воспалительных заболеваний.

·  С сопутствующими изменениями нервной и эндокринной системы у больных.

·  С принципами и методами проведения санитарно-просветительной и профилактической работы в условиях части.

3.   Учебное время: 4 часа (одно занятие).

4. Учебно-материальное обеспечение:

4.1.Для проведения занятия необходимо иметь 5 пациенток получающих лечение по поводу вульвита, вагинита, эндоцервицита, бартолинита, остроконечных кондилом, либо обратившихся за консультацией в амбулаторию клиники. При отсутствии больных – решение ситуационных задач.

4.2.Литература по теме для слушателей:

а) основная:

1.  Акушерство и гинекология (перевод с английского дополненный). Под ред. Г.М.Савельевой, Л.Г.Сичинава. М., ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1997.

2.  Акушерство и гинекология. Под ред. Ю.В.Цвелева. СПб., 1992.

3.  Кира Е.Ф., Цвелев Ю.В., Пономаренко Г.Н.. Скворцов В.Г. Практический справочник акушера гинеколога. Под ред. Ю.В.Цвелева. СПб, Стройлеспечать, Издание переработанное и дополненное, 1997.

4.  Кира Е.Ф., Цвелев Ю.В., Кочеровец В.И., Бондарев Н.Э. Диагностика и лечение сексуально-трансмиссионных заболеваний в гинекологической практике. СПб., 1996.

б) дополнительная:

5.  Малевич К.И., Русакевич П.С. Лечение и реабилитация при гинекологических заболеваниях. Минск, “Вышэйшая школа”, 1994.

6.  Гуркин Ю.А., Михайлова Л.Е. Вульвовагиниты у девочек. Этиология, клиника, лечение. СПб, 1998.

7.  Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология. М., 1997. – 592 с.

8.  Неоперативная гинекология. Руководство для врачей. Книга 2. Изд-е 2-е, переработанное. СПб., 1995. – с.95-140.

4.3.Технические средства обеспечения:

-      Проектор для слайдов - 1 шт.

4.4.Наглядные пособия:

4.4.1.Занятие проводится в тематическом классе “Гинекология”.

4.4.2.Стенд: “Воспалительные заболевания нижнего отдела женских половых органов”.

4.4.3. Набор слайдов.

5. План проведения занятия и расчет учебного времени:

№ п/п

Виды и формы занятий, учебные вопросы

Время

(мин)

Первое занятие

1.

Введение

5

2.

Контроль исходного уровня знаний

20

3.

Контроль усвоения слушателями основных этапов ориентировочной основы действий

20

4.

Перерыв

10

5.

Работа слушателей в амбулатории под руководством преподавателя

45

6.

Перерыв

10

7.

Работа в гинекологическом отделении

45

8.

Перерыв

10

9.

Клинический разбор

30

10.

Контрольные мероприятия

10

11.

Заключение

5


6. Содержание и методика проведения занятия.

6.1. Введение.

Преподаватель указывает на важность изучаемой темы, особенно для войскового врача. Актуальность изучаемой темы определяется высоким удельным весом воспалительных заболеваний в структуре гинекологической заболеваемости: около 60% среди амбулаторных больных.

Воспалительные заболевания нарушают все специфические функции женского организма - менструальную, половую, репродуктивную, секреторную. Восходящий путь распространения способствует  быстрой генерализации и многоуровневому характеру поражения. Исходы воспалительных заболеваний - переход в хронические формы, формирование стойкого болевого синдрома. Высокий уровень трудопотерь, социальная дезадаптация  больной женщины, необходимость оказания в ряде случаев неотложной медицинской помощи  обусловливают повышенное внимание  к лечению и профилактики этой группы  заболеваний женской половой сферы.

6.2. Контроль исходного уровня знаний курсантов.

Проводится устный опрос, позволяющий восстановить необходимые для данной темы основные знания обучаемых..

Вопрос 1. Назовите  анатомические образования наружных половых органов женщины, их клиническую физиологию, факторы, способствующие нарушению функциональной полноценности естественных барьеров.

Демонстрируются слайды, показывающие пути крово- и лимфооттока от нижнего отдела женских половых органов.

Вопрос 2. Определите пути распространения  инфекционного процесса

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
91 Kb
Скачали:
0