Абстрактная и структурная теории конечных автоматов. Структура операционного устройства. Способы задания автоматов, страница 4

Каждый переход из состояния в состояние может быть связан либо с событием, либо с событием и условием. Условный переход может быть осуществлен только тогда, когда условие будет выполнено, иначе переход не состоится до тех пор, пока еще раз не произойдет событие и не будет проверено условие. Допускаются переходы и без свершения события, тогда переход осуществляется сразу после завершения действия, связанного с состоянием, при этом выполняется также действие, связанное с выходом из этого состояния.

Для описания поведения объекта в ответ на переход в некоторое состояние или на возникновение некоторого события в диаграмму состояний включаются описания активностей и действий. Активностью называется операция, связанная с каким-либо состоянием объекта (она выполняется, когда объект попадает в указанное состояние); выполнение активности требует определенного времени. Активности, запускаемой переходом на диаграмме состояний, может соответствовать еще одна (вложенная) диаграмма состояний. Действием называется мгновенная операция, связанная с событием: при возникновении события происходит не только переход объекта в новое состояние, но и выполняется действие, связанное с этим событием. Каждый элемент диаграммы состояний и переходов может иметь дополнительную спецификацию, которая даст его полное определение.

В интеллектуальных объектно-ориентированных системах, в основу создания которых положена концепция сообщества агентов, роль координатора, целенаправленно реагирующего на события, возлагает на себя активный объект (когнитивный агент), который отличается от обычных операционных объектов наличием внутреннего механизма целеобразования. Класс, используемый для представления когнитивного агента, должен включать в себя слоты состояния решения задачи. Смена состояния когнитивного агента означает смену ситуации в целом и приводит к формированию определенного выходного сообщения. Действие системы продукций когнитивного агента заключается в анализе входных сообщений, осуществлении переходов, на основе значений параметров этих сообщений, и формировании управляющих воздействий, определяемых текущим состоянием агента.

В настоящее время существует множество различных моделей коллективного поведения агентов. Как правило, каждая из моделей концентрирует внимание на нескольких аспектах такого поведения и рассматривает проблемы в соответствии с выбранной моделью самого агента.

Впервые возможность моделирования целесообразного поведения коллектива агентов (автоматов с примитивными функциями) в случайных средах, о параметрах которых эти агенты априорно не имели бы информации, была рассмотрена Цетлиным. Согласно положениям теории коллективного поведения автоматов, в некоторой среде автономно функционируют отдельные агенты А1,А2Ак, преследующие собственные цели. Каждый из этих агентов является конечным детерминированным или вероятностным автоматом. В детерминированном автомате переходы от состояния к состоянию совершаются по жесткому правилу, функционирование вероятностного автомата происходит на основе некоторого случайного выбора. Каждый автомат имеет набор действий, с помощью которых он воздействует на среду. Все автоматы Аi в некоторый фиксированный момент времени реализуют независимо друг от друга выбор своего очередного действия. Индивидуальными целями агентов Аi является максимизация или минимизация определенной величины. Глобальная ситуация вызывает некоторый отклик агента В, у которого своя собственная задача – координация и коррекция локальных целей агентов для достижения своей цели. Глобальной целью взаимодействия, которую преследует В, является максимизация или минимизация некоторой функции, полученной как суммарный доход от деятельности всех агентов Аi. Принципиальным отличием моделей в данной теории является отсутствие информации у агентов относительно друг друга и их полное неведение о целях В.